Суверенитет – это независимость или совокупность прав?
Суверенитет – это важнейшая категория государственного и международного права. Признание населения, за которым исторически закреплена определённая территория, самостоятельной правовой единицей, сопряжено с предоставлением народу значимых полномочий.
Сложность представляет характеристика определения «внешний суверенитет». Это связано с проблемой самой возможности говорить о самостоятельности какой-либо страны в условиях глобализации. Тесное внешнеполитическое взаимодействие, торговля, хозяйственная деятельность – всё это усиливает взаимозависимость государств друг от друга. Получается, что формально каждая страна может вести внешнюю политику по своему разумению. Но фактически суверен обладает значительно меньшим политическим весом, если он не состоит в международном сообществе, образованном современными экономическими лидерами.
Решившее вступить в тот или иной союз, государство становится вынужденным вести не только внешнюю, но и внутреннюю политику определённым образом, добиваясь соответствия установленным организацией стандартам.
Итак, суверенитет народа предоставляет ему возможность формировать представительные органы. Последние наделаются властью, благодаря которой могут от имени и в интересах населения вести внутреннюю и внешнюю политику. Таким образом, в узком смысле понятие суверенитета сводится к возможности государства взаимодействовать с другими странами на международной арене от имени своего народа: принимать договоры, вступать в союзы и т.д.
Появление и признание новых государств имеет два типа предпосылок. Международное сообщество может признать независимость образования, которое входило в состав другого, более крупного носителя суверенитета. Такая практика осуществлялась в постсоветский период, когда выходцы из СССР получали независимость. Суверенитет – это в данном случае признание самостоятельности образования, которое имеет опыт «государственности». Примерами таких стран являются Грузия, Армения, Латвия, Эстония и другие.
Особого внимания заслуживают страны, суверенитет которых признан частично. Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская и Нагорно-Карабахская Республики уже около 20 лет не признаются международным сообществом в качестве самостоятельных субъектов внешнеполитических отношений.