Досудебное урегулирование

В последние годы статистика фиксирует существенное увеличение судебной нагрузки. С одной стороны, данное обстоятельство можно рассматривать как свидетельство повышения правовой культуры населения: граждане допускают возможность легальной защиты своих законных интересов посредством обращения в соответствующие органы. С другой стороны, это приводит к существенному увеличению объёма дел, подлежащих рассмотрению.

Так, по сведениям Судебного департамента ВСРФ, в 2006 году было рассмотрено 7 миллионов 564 тысячи гражданских дел, а к 2010 году их количество уже достигло 12 миллионов 914 тысяч. В настоящее время число спорных правоотношений, решения по которым выносят судьи, продолжает расти.

Данная тенденция является не только предсказуемой и полностью согласованной с политикой государства по повышению правовой культуры и ликвидации нигилизма, статистика прямо отражает достижение цели – правосознание граждан с каждым годом повышается. Поэтому факт неготовности государства к соразмерному растущей нагрузке расширению штата судов остаётся необъяснимым.

Результатом увеличения количества дел на каждого судью становится ухудшение качества рассмотрения каждого правового спора. Стремление вынести решение как можно быстрее более чем понятно, учитывая желание уложиться в отведённые законом сроки и давление со стороны распределяющих нагрузку председателей.

Увеличение штата судей, однако, тоже не представляется эффективным решением проблемы, так как это не повлияет на тенденцию ежегодного увеличения объёма гражданских дел. Сокращению нагрузки может поспособствовать досудебное урегулирование споров.

Совершенствование механизма мирного разрешения конфликтов и добровольного исполнения обязанностей положительно повлияет на экономическую деятельность и гражданский оборот в целом.

Например, досудебное урегулирование налоговых споров способствует решению большинства проблем в данной сфере. Но в практике появляются случаи некорректного выполнения уполномоченными органами своих обязательств. Досудебное урегулирование конфликтов по вине отдельных должностных лиц может превратиться в дополнительную, зачастую обременительную для стороны, чьи права были нарушены, процедуру. Но данная проблема может быть решена посредством ужесточения ответственности контролирующих органов.

Досудебное урегулирование не позволит, например, недобросовестным страховым компаниям нарушать права своих клиентов, вынуждая их обращаться в суд для получения страховой суммы установленного размера. Помимо этого, разумным представляется введение дополнительных штрафов для злоупотребляющих своими правами предприятий. Оплата возникших в связи с разбирательством расходов не является существенной тратой для недобросовестной страховой компании.

Досудебное урегулирование споров как правовой институт имеет огромный потенциал. Оно может выступать как средство разгрузки судов и является методом поддержки формирования гражданского общества. Таким образом, досудебное урегулирование – это механизм, способствующий становлению правового государства.

Комментарии