Как работает сцепление в автомобиле?

Сцепление - это важный конструктивный элемент трансмиссии машины. Почему? Оно предназначено для кратковременного отсоединения от трансмиссии. Кроме того, помогает в дальнейшем плавном соединении при переключении скоростей. Также сцепление предохраняет элементы трансмиссии от перегрузок и колебаний. Располагается оно между коробкой передач и двигателем. В этой статье мы расскажем вам, как работает сцепление и каким оно бывает.

Типы сцеплений

1. Фрикционное. Передает крутящий момент при помощи сил трения. Это самый распространенный тип.

2. Гидравлическое. Передает крутящий момент при помощи потока специальной жидкости.

3. Электромагнитное. Передает крутящий момент при помощи магнитного поля.

Также сцепление бывает:

- однодисковое, двухдисковое или многодисковое;

- сухое или мокрое.

Практически во все современные автомобили устанавливают сухое сцепление с одним диском, которое имеет следующее устройство: вилка сцепления, муфта выключения, подшипник отключения сцепления, пружина диафрагменная, ведомый диск, диск нажимной, картер сцепления, маховик.

Как работает сцепление с одним диском?

На коленчатом вале мотора устанавливается маховик, который выполняет функцию ведущего диска сцепления. Как правило, на современные машины устанавливают двухмассовый маховик, который состоит из двух элементов, соединенных пружинами. При этом одна часть соединена с ведомым диском, а другая - с коленчатым валом. Благодаря такой конструкции двухмассового маховика обеспечивается сглаживание вибраций и рывков коленчатого вала. Конструктивные элементы располагаются в картере сцепления, который при помощи двух болтов крепится к двигателю. В автомобилях с АКПП обычно не ставят сцепление с одним диском по той причине, что принцип действия автоматической коробки передач отличается от механики.

Как работает сцепление? Диск нажимной прижимает диск ведомый к маховику. При этом в случае необходимости перестает оказывать на него давление. Диск нажимной соединен с кожухом посредством пластинчатых тангенциальных пружин, которые при отключении сцепления выполняют роль пружин возвратных.

Диафрагменная пружина воздействует на нажимной диск. При этом она обеспечивает сжатие, необходимое для эффективной передачи крутящего момента. Наружным диаметром данная пружина опирается на края диска нажимного. На внутреннем диаметре пружины присутствуют металлические лепестки. На их концы воздействуют подшипники отключения сцепления. Пружина диафрагменная сцепления закреплена в корпусе при помощи опорных колец или распорных болтов.

Корпус, диафрагменная пружина и нажимной диск образуют единый блок, который называется корзиной сцепления. Она жестко соединена при помощи болтов с маховиком. Есть два типа корзин:

  • вытяжного действия
  • нажимного действия.

Вытяжная корзина характеризуется малой толщиной. По этой причине ее применяют в условиях ограниченного пространства.

Диск ведомый находится между диском нажимным и маховиком. Его ступица соединяется с первичным валом КПП. С двух сторон диска ведомого установлены фрикционные накладки, изготовленные из стеклянных волокон. Они могут выдержать температуру до 400 градусов.

Как работает сцепление с двумя дисками

Сцепление с двумя дисками осуществляет передачу большего крутящего момента при одинаковом размере. Также оно обеспечивает высокий ресурс всей конструкции.

В этой статье мы рассказали вам о том, как работает сцепление. В авто с автоматической коробкой передач переключение ступеней происходит по несколько иному принципу. В основном используют двухдисковое сцепление.

Комментарии