Плата за загрязнение окружающей среды: виды, порядок определения платы

Тема экологических платежей не до конца понятна по причине недостаточности информации такого спектра. В этом ключе не всем ясно, что входит в плату за загрязнение окружающей среды, за что она начисляется, кто должен уплачивать подобный сбор, как его рассчитать. Все озвученное, а также иную важную сопутствующую информацию мы поместили в данный материал.

Что относится к вреду для окружающей среды?

Первым делом нам надо определиться, что считается негативным воздействием на экологию. Ведь именно за это взимается плата за загрязнение окружающей среды.

ФЗ "Об охране природы" № 7 (был принят в 2002 году) к вредному воздействию относит следующее:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Размещение различных сборников отходов потребления и производства.
  • Загрязнение окружающей среды различными видами физических воздействий - шумом, теплом, излучением (ионизирующим, электромагнитным и проч.).
  • Сброс загрязняющих элементов, микроорганизмов в подводные и поверхностные водные объекты, водосборные пространства.
  • Загрязнение почвы и недр земли.
  • Другие виды негативных воздействий.

ФЗ № 7 определяет, что любой пункт из этого списка, воплощаемый в жизнь субъектом, будет для последнего платным.

Виды экологических платежей

Плата за загрязнение окружающей среды - распространенное, но уже устаревшее понятие. Сегодня его заменяют платежи за НВОС - негативные воздействия на окружающую среду.

За что же они начисляются? Плата за загрязнение окружающей среды (за НВОС по новому стилю) может быть назначена за:

  • Выбросы стационарными объектами в атмосферу загрязняющих веществ.
  • Выбросы передвижными установками в атмосферу загрязняющих веществ.
  • Площадки для размещения отходов потребления и производства.
  • Сбросы загрязняющих веществ в акватории - поверхностные и подземные.

А что же касается иных видов вредных воздействий, перечисленных подзаголовком выше? Хоть они и считаются платными, взносы за них не взимаются, так как установить нормативы подобных платежей невозможно.

Законодательство об экологических сборах

Таким образом, основополагающим актом в отношении платы за загрязнение окружающей природной среды будет ФЗ № 7 (2002).

Определение Конституционного российского суда № 284-О трактует данные взносы как публично-правовые обязательные. Такие платежи носят компенсационный и индивидуально-возмездный характер. Акт определяет их не как налоги, а как фискальный сбор.

НК России (п. 2, ст. 8) называет плату за загрязнение окружающей природной среды обязательным взносом, погашение которого - одно из основополагающих условий для выдачи лицензии, разрешений, предоставления определенных прав его плательщикам.

Если мы обратимся к Письму № 06-01-25/21 и официальному разъяснению 2004 года УМНС Российской Федерации, то засвидетельствуем, что данные акты подтверждают обязательность внесения взносов за НВОС.

И важный момент. По закону плата за загрязнение окружающей среды не может освободить природопользователя от мероприятий по экологической защите территории, рационального использования имеющихся на ней природных ресурсов. Также субъект обязан в полной мере возместить вред, что причинил экологии, здоровью людей.

С какого времени взносы за ВНОс обязательны?

Плата за загрязнение окружающей среды взимается за негативные воздействия на экологическую обстановку. Происходит это с момента вступления в силу Постановления российского Правительства № 344. Если быть конкретными - с 30.06.2003.

Если компания, предприятие до этой даты осуществляло экологически вредную деятельность, то, соответственно, взносы она начала отчислять с 30 июня 2003-го. Если же предприятие, организация была основана после этой даты, то платежи за ВНОС она станет уплачивать с числа своего образования.

Кто является плательщиком?

Норматив платы за загрязнение окружающей среды ФЗ № 7 устанавливает для следующих субъектов: иностранных и российских, физических и юридических лиц, учреждений, предприятий, организаций, чья деятельность на территории РФ, так или иначе, связанная с природопользованием, может стать источником вредного влияния на экологию.

А вот Постановление Конституционного Суда № 8-П (принято в мае 2009-го) с самого начала 2010 года прибавляет к вышеуказанному списку также объекты, финансируемые из бюджетов всех уровней - федерального, регионального, местного. Ранее подобные организации были освобождены от экологических взносов.

Сроки внесения платежей

За порядком определения платы за загрязнение окружающей среды мы обратимся к Приказу Ростехнадзора № 557. Первый пункт этого акта указывает на сроки внесения фискального сбора:

  • Отчетный период - календарный квартал.
  • Экологические платежи обязательно должны быть перечислены до 20-го числа месяца, что идет за необходимым отчетным периодом.

Документ для расчета сборов за НВОС

Как происходит определение платы за загрязнение окружающей среды? На основе расчетов, что производятся организацией, учреждением самостоятельно - исходя из объемов негативных воздействий.

Для знакомства с формой расчетного документа, порядком ее заполнения следует обратиться к варианту Приказа Ростехнадзора № 182 (2008). Это редакция приказа № 204, опубликованного в 2007-м.

Документ расчета имеет следующее содержание:

  1. Титульная страница.
  2. Расчет суммы, что должна быть перечислена в госказну.
  3. Первая часть - "Атмосферные выбросы вредных веществ стационарными объектами".
  4. Вторая часть - "Атмосферные выбросы вредных веществ передвижными объектами".
  5. Третья часть - "Сброс вредных веществ в акватории".
  6. Четвертая часть" - "Размещение потребительских, производственных расходов".

Рассчитывая размер платы за загрязнение окружающей среды, ответственное лицо представляет в документе только те разделы, что связаны с деятельностью организации. Например, если она не организует свалок с бытовыми и промышленными отходами, этот пункт не стоит и включать в отчет.

Составленный документ предоставляется Федеральной службе по технологическому, атомному и экологическому надзору (Ростехнадзору). Сделать это можно двумя способами:

  • Бумажная вариация. Направляется адресату через курьера "из рук в руки" ил же заказным письмом по почте.
  • Электронная вариация. По телекоммуникационным каналам или на специальном магнитном носителе. Файл необходимо перевести в формат XML.

Отметим, что первый способ выбирается в случае, если сумма экологических платежей менее 50 тыс. рублей. При ином варианте необходимо предоставление отчета Ростехнадзору в электронном виде.

Расчет экологического взноса

Для определения порядка расчета платы за загрязнение окружающей среды нужно обратиться к следующим законодательным актам:

  • Постановление российского Правительства № 632 (1992). В документе зафиксирован как порядок оплаты, так и максимальные размеры последней.
  • Постановление российского Правительства № 344 (2003). Свежая редакция - Постановление № 410 (2005). К этому акту обращаются, чтобы узнать нормативы платы за обустройство сборников отходов, вредные выбросы передвижными и стационарными объектами в акватории, атмосферу.

При расчете ответственное лицо учитывает и следующие особенности:

  • Сумма платежа будет рассчитываться отдельно по каждому вредному веществу и/или отходу. Для передвижных объектов - и для каждого вида топлива.
  • Плата за выбросы. Принимаются ко вниманию так называемые коэффициенты экологической значимости местности, региона. Учитываются дополнительные коэффициенты 1,2 и 2.
  • Плата за сбросы. Для расчета взноса надо взять во внимание три коэффициента - экологической значимости местности, показатель для взвешенных веществ и коэффициент 2.
  • Плата за отходы. Для расчетов снова нужны три коэффициента - 2, экозначимости региона, местоположения участка, где собираются отходы (0,3 либо 1).

Но это еще не все. Мы перечислили лишь отдельные для каждого из вида загрязнений коэффициенты. Нужно применить и общий для всех. Это коэффициент учета инфляции. На каждый календарный год его размер устанавливает специальный ФЗ:

  • Первоначальный коэффициент инфляции для Постановления российского Правительства № 344 был равен 1,79 (2003). Сегодня актуальна информация из ФЗ "О федеральном бюджете" на 2018 год.
  • Первоначальный коэффициент инфляции для редакции Постановления Правительства № 410 равнялся 1,62 (2005). Сегодня эта цифра также не актуальна - обращаемся к показателю за текущий 2018-й.

Информация, необходимая для расчета экологического платежа

Отметим, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду - весьма трудоемкий процесс. Ответственное лицо должно быть в курсе большого объема информации:

  • Предельно допустимые размеры выбросов, сбросов, лимиты на отходы, что устанавливаются конкретно для организации Росприроднадзором.
  • Лимиты временно согласованных с данной Федеральной службой вредных сбросов в акватории и выбросов в атмосферу.
  • Количество топлива, что подведомственные передвижные объекты израсходовали за отчетный период.
  • Нормативы платы за вредное воздействие на экологическую обстановку. Обратитесь к Постановлению Правительства № 344 и его версии № 410.
  • Коэффициенты экологической значимости местности размещения подотчетного субъекта.
  • Коэффициенты-показатель инфляции за текущий год.
  • Фактические массы выбросов, сбросов, размещенных отходов. Для расчетов необходима информация с разбивкой: "в границах утвержденных нормативов", "сверх пределов, что установлены временно согласованными нормативами", "за пределами как утвержденных, так и временных нормативов".
  • Если на лицо объемы выбросов, сбросов и отходов, превышающих все нормативы, то для расчетов ответственное лицо должно применить коэффициент 5,0. Это предписывает Постановление российского Правительства № 632 (1992).

Важные нюансы

Представим заслуживающие внимание особенности, на которые необходимо обратить внимание при расчете вноса за негативное влияние на локальную экологическую обстановку:

  • Как определить фактическую массу всех отходов, выбросов и сбросов за отчетный квартал? Нужно обратиться к данным учетного документа, что обязаны вести все организации, вносящие плату за ВНОС. Основание: ФЗ № 96 (принят в 1999-м) - статья 30, ФЗ № 89 (принят в 1998-м), Водный кодекс.
  • Чтобы определить массу вредных веществ, по вине организации уходящих в атмосферу, нужно руководствоваться порядком п. 5.6 Методико-инструктивных указаний, что были установлены российским Минприроды в 1993 году.
  • Чтобы определить массу вредных элементов, сбрасываемых предприятием в акватории, необходимо руководствоваться п. 5.7. тех же Методико-инструктивных указаний Минприроды РФ.
  • Чтобы правильно учесть все отходы (использованные, образовавшиеся, обезвреженные, переданные/полученные от иных лиц, размещенные), нужно вести специальный Журнал учета обращений с ними.

Кто будет адресатом расчета и платежей за НВОС?

Продолжаем рассказывать о порядке платы за загрязнение окружающей среды. Обратимся к Приказу Росприроднадзора № 311 (2010) и Постановлению российского Правительства № 717 (2010). Данные акты назначают платежным администратором экологических взносов территориальные отделения Федеральной службы по надзору в области природопользования - управления Росприроднадзора.

Вот особенности внесения платежей:

  • Уже пронумерованный, прошитый, скрепленный необходимыми печатями расчет платы за НВОС сдается организацией в территориальное отделение Росприроднадзора. Последнее определяется согласно местоположению стационарного негативно воздействующего объекта. Или по месту госрегистрации передвижного.
  • Именно этот же территориальный орган будет принимать и все виды платы за загрязнение окружающей среды. Денежные средства вносятся адресантом согласно предоставленным им же расчетам.
  • Если организация выделяется наличием нескольких источников загрязнения экологии в различных субъектах РФ, то на каждый из этих объектов нужно составить свой расчет и внести по нему соответствующий взнос.
  • Если же источники загрязнения сосредоточены на территории одного предприятия, учреждения, компании, то расчет предоставляется единый.
  • Важно и следующее. Лист расчета всей суммы экологического платежа, что перейдет в госбюджет, заполняется отдельно для каждого из муниципальных образований.

Меры ответственности

Что интересно, никакого наказания как за не предоставление расчетов платы за НВОС, так и за опоздание с ним не предустановлено. Но не все так просто. Такие действия квалифицируются, как сокрытие экономических данных, что по КоАП РФ (ст. 8.5) карается незначительным в сравнении денежным штрафом. Для должностных лиц - 1-2 тысячи рублей, для юрлиц - 10-20 тысяч рублей.

Наказание за не внесение в установленный срок платы за экологическое загрязнение КоАП определяет строже. По ст. 8.41 для должностных лиц это штраф в пределах 3-6 тысяч рублей, для юрлиц - 50-100 тысяч рублей.

Плата за ВНОС - необходимый фискальный взнос, что уплачивают организации за вредные вбросы в атмосферу, сбросы в акватории, размещение отходов. Расчет таких платежей - ответственный процесс, требующий владения большим объемом информации.

Комментарии