Основной боевой танк «Меркава» (Израиль): технические характеристики, вооружение

«Меркава» – танк, который был разработан специально для израильской армии. Первый образец машины сошел с конвейера в 1979 году. С тех пор было создано четыре поколения, последнее из которых производится по сей день. В этой статье вы познакомитесь с характеристиками танка «Меркава» и его отличиями от конкурентов.

Разработка

Программа разработки израильского танка была утверждена в конце лета 1970 года, вскоре после того, как Великобритания отказалась поставлять в Израиль свои танки «Чифтен». Проектирование возглавил генерал-майор Исраэль Таль. Примечательно, что он был не инженером, а боевым офицером, прошедшим все арабо-израильские войны. Для мировой практики танкостроения такое назначение было очень необычным.

Уже в апреле 1971 года был изготовлен стальной макет основного боевого танка (ОБТ). На протяжении 1972 года конструкторы занимались отработкой концепции переднего расположения моторно-трансмиссионного отсека на переделанном танке «Центурион». К концу 1974 года было построено два первых экземпляра машины. В апреле 1979 года военные силы Израиля получили первые четыре образца танка, а в октябре того же года первое поколение «Меркавы» было официально принято на вооружение. Летом 1982 года танки этой модели впервые были применены в реальном сражении.

Уникальность проекта

После демонстрации проекта «Меркава» обществу он стал предметом споров. Наибольшее удивление вызывала компоновка танка, которая, по мнению многих экспертов, была неоправдана для современного ОБТ. При разработке машины конструкторы принимали во внимание в основном оборонительную тактику боя и потребность в защите экипажа на максимально высоком уровне, что в конечном счете и привело к смене приоритетов. Большинство ОБТ строятся по принципу «огневая мощь – подвижность – защита», для «Меркавы» же приоритетом стала просто защита.

Израильтяне хотели создать такой танк, который использовался бы только на их территории и не поставлялся заграницу. В результате так и получилось – «Меркава» полностью удовлетворяет специфические требования военных сил Израиля, но, по мнению представителей армий других стран, имеет ряд недостатков.

Обозначение танка изначально использовалось как временное, но впоследствии так и закрепилось за ним. Перевод «Меркава» с иврита звучит как «Огненная колесница».

Конструкция

Главный конструктор проекта, Исраэль Таль, не был профессиональным инженером, поэтому ключевым аргументом при выборе его кандидатуры стал военный опыт. Во время Суэцкого кризиса Таль возглавлял бронетанковую бригаду, а в период Шестидневной войны – дивизию. Он как никто другой знал особенности ведения танкового боя и оказал существенное влияние на бронетанковую доктрину всего Израиля.

Согласно упомянутой доктрине, основное количество боевых действий должно вестись с подготовленных оборонительных позиций в условиях природных укрытий, обусловленных перепадами высоты. Такой подход позволяет максимально скрыть от противника корпус танка, оставив открытой лишь башню. Исходя из этого, при разработке танка «Меркава», фронтальный силуэт его башни постарались как можно сильнее уменьшить, перенеся боевое отделение максимально в корпус.

Вторая задача, которую ставили перед собой конструкторы, максимальная защита экипажа. В этом плане машине вновь удалось выделиться. Ее компоновка не похожа на какие-либо другие современные ОБТ, так как мотор, трансмиссия и топливная система перенесены вперед, а также отделены бронированными перегородками друг от друга и от обитаемого отсека.

Внутреннее пространство машины также было существенно увеличено, по сравнению с другими танками. В результате машина вмещает в себя 6 солдат и 4 носилок с ранеными, или дополнительные боеприпасы аналогичных габаритов, что является ее очередной уникальной особенностью.

Защита

Броня танка уникальна и не имеет аналогов до сих пор. Благодаря специфической компоновке перегородки между мотором и трансмиссией дополнительно защищают танкистов. Корпус и башня выполняются путем литья и имеют сильный наклон. Верхний броневой лист может демонтироваться. Он имеет специальный выступ, который закрывает стык башни с корпусом. По бортам корпуса установлены экраны, защищающие ходовую часть.

Фронтальная проекция башни танка «Меркава» имеет небольшие размеры, которых удалось достичь путем применения клинообразной формы. Это к тому же позволяет увеличить вероятность рикошета. Конструкция башни уникальна не только своей формой, но и защитой – между двумя слоями разнесенной брони установлены патронные коробки для пулеметов. Опыт ливанских военных действий показал, что такой защиты для танка недостаточно, поэтому последующие модификации получили дополнительное бронирование башни. В целом с каждой новой версией танка, толщина его бронезащиты росла.

Еще одной интересной особенностью конструкции танка «Меркава» являются фары, которые прячутся в корпусе под слоем брони и открываются лишь на период использования.

Вооружение

Изначально танк был вооружен американской 105-миллиметровой пушкой М68, которая представляет собой лицензионный вариант английской L7A1, однако в конструкции башни сразу была предусмотрена возможность установки орудия большего калибра. Боекомплект машины составил 62 снаряда, но он всегда может быть увеличен за счет большого боевого отделения. Начиная с третьей модификации, танк стали оснащать 120-миллиметровым израильским орудием модели MG251.

Вспомогательное вооружение «Меркавы» включает в себя спаренный с пушкой пулемет калибром 7,62 мм и два дополнительных съемных пулемета FN MAG, устанавливаемых на крышу башни. Суммарный боекомплект составляет 2 тысячи патронов. В качестве опции на маску орудия может быть смонтирован 12,7-миллиметровый пулемет М2Н8. За постановку дымовых завес отвечает миномет, позволяющий вести огонь, находясь под прикрытием брони второй и последующих версий танка.

Система управления огнем (СУО) «Матадор» в целом выполнена на высоком уровне и обновляется с выходом каждой новой модификации машины. Однако скорострельность и точность оставляют желать лучшего. Это связано в первую очередь со специфической компоновкой танка.

Как и в других современных боевых танках, наведение на цель производится с помощью прицельных приспособлений. Проблема заключается в том, что мотор, который расположен спереди, снижает возможности этих приборов, создавая вокруг них постоянное тепловое поле. Отчасти этой трудности можно избежать, стреляя из подготовленных заранее позиций с охлажденным двигателем, но на практике такая возможность есть далеко не всегда. Кроме того, из-за необычной компоновки передняя часть танка сильно перегружена, поэтому при стрельбе возникают существенные продольные колебания, которые снижают точность повторного выстрела. Чтобы избежать этих отклонений, нужно делать паузы между выстрелами, что в несколько раз снижает скорострельность пушки.

По мнению израильских военных, описанные недостатки не являются критичными, а использование корректируемых боеприпасов позволяет и вовсе нивелировать их.

Ходовая часть

Создавая ходовую часть танка «Меркава», израильские военные решили взять за основу аналогичный элемент танка «Центурион». Подвеска британской машины отличается хорошей стойкостью к взрывным устройствам и минам. В ней используются спиральные пружины и отдельное крепление каждого узла подвески к корпусу посредством четырех болтов. Последняя особенность позволяет легко заменять поврежденные части, а также сделать днище корпуса V-образным, повысив тем самым его устойчивость к взрывам снизу. С каждой стороны танк имеет 6 опорных обрезиненных катков, 5 поддерживающих роликов, направляющее колесо сзади и ведущее спереди. Конструкция гусениц также была позаимствована у британского «Центуриона».

Силовая установка и трансмиссия

Танки модели «Меркава» оснащались американскими дизельными 900-сильными моторами AVDS-1790 и немного переделанными американскими полуавтоматическими трансмиссиями «Аллисон CD-850-6B». Из-за необычного расположения этих элементов едва ли не любой снаряд, который пробил лобовую броню, мог обездвижить машину. Однако благодаря тому что двигатель с трансмиссией собраны в один модуль, в полевых условиях можно произвести их быструю замену. В других ОБТ при аналогичном попадании основной удар приходится на экипаж, а машина может продолжать свою работу.

Рассмотрим модификации израильского танка.

«Меркава 1»

Производство первой версии танка началось в 1979 году. В общей сложности было выпущено порядка 250 экземпляров. В ходе использования танка в Ливанской войне 1982 года был выявлен ряд недостатков машины. Тогда же было принято решение о создании обновленной версии «Меркавы». Позже все танки первой модификации были модернизированы и доведены до уровня новых версий.

«Меркава 2»

Данная версия получила увеличенную огневую мощь, повышенную проходимость и улучшенную защиту. Защита башни была усилена дополнительными экранами, а бортовые экраны и вовсе заменили на более толстые. На тыльную часть башни были навешены корзины для имущества и металлические цепи с шарами, увеличивающие защищенность машины от кумулятивных снарядов.

Внутреннее оснащение танка также было доработано. Он получил израильскую трансмиссию «Ашот», тепловизор и систему управления огнем «Матадор-2». Емкость топливного бака у модернизированной машины была увеличена на 25 %. В общей сложности было произведено порядка 600 экземпляров танка «Меркава 2».

«Меркава 3»

На третьем поколении танка была применена модульная бронезащита башни и корпуса. Она состоит из набора модулей, которые крепятся посредством болтов. Такая конструкция позволяет быстро и легко заменять участки брони в случае повреждения и наращивать защиту танка путем установки еще более совершенных составляющих.

Обновленный танк получил систему лазерного излучения LWS-2, которая предупреждает экипаж о наведении на машину всяческого оружия. Система управления огнем была заменена на более новую. Гидравлические приводы поворота башни танка заменили на электрические, с возможностью ручного дублирования.

Огневую мощь танка увеличили за счет установки на него израильской 120-миллимтеровой гладкоствольной пушки MG251, а подвижность – за счет форсирования силовой установки до 1200 лошадиных сил. Кроме того, танк получил улучшенную подвеску и израильскую трансмиссию. В общей сложности с конвейера сошло порядка 640 единиц такой техники.

«Меркава 4»

Это последняя и наиболее совершенная модификация танка «Меркава». Защищенность машины увеличили еще больше, в результате чего ее масса возросла до 70 тонн. Чтобы сохранить подвижность столь тяжелого танка, его оснастили новым 1500-сильным мотором GD 883. Комплекс Trophy, установленный на машину, обеспечивает эффективную активную защиту от управляемых снарядов и гранат.

Четвертое поколение израильского танка Merkava получило увеличенную в размерах башню, которая, как и в предшествующей модели, имеет модульную броню. Этот танк стал последним в серии. На смену ему должны прийти принципиально новые машины, которые получат другое обозначение.

Боевое использование

Первая Ливанская война. В Ливанской войне 1982 года приняло участия порядка 1000 танков «Меркава». Многие эксперты считают, что эти машины справились с поставленными задачами достаточно эффективно. За всю войну из строя было выведено всего 34 танка. При этом некоторые из них ломались из-за перегрева двигателя и засорения фильтров песком.

Вторая Ливанская война. В военных действиях 2006 года использовались танки «Меркава» 2-й, 3-й и 4-й версий. В общей сложности в сражениях было задействовано порядка 400 машин. В большинстве случаев они использовались для эвакуации пострадавших и поддержки пехотинцев. В боевых условиях танки четвертой версии показали себя наиболее стойко.

После 2006 года. В 2007 году танк «Меркава 4» был подбит из РПГ, в результате чего двое из членов экипажа получили легкие осколочные ранения. В конце 2010 года танк третьей версии пострадал от попадания ракеты Ат-14 «Корнет». Экипаж полностью уцелел. Весной 2011 года танк, оснащенный комплексом активной защиты «Трофи», попал под обстрел ручного противотанкового гранатомета. Благодаря тому что комплекс вовремя зафиксировал угрозу и обезвредил ее на безопасном расстоянии от машины, танк не пострадал.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что танк «Меркава» является достойной машиной, но лишь для израильской армии, под специфические требования которой он создавался. В отличие от других современных ОБТ, эту машину изначально не пытались сделать универсальной и приспособленной под любые климатические условия. Поэтому сравнивать ее с танками других стран будет некорректно.

Комментарии