Описание осени в школьном сочинении
Развитие речи – одна из важнейших задач педагога при обучении родному языку. Один из самых эффективных методов развития речи школьников – написание сочинения. Это речевое упражнение повышает уровень не только грамотности, но и творческой активности учеников. Написание сочинения дает возможность соединить получаемые знания и личный опыт каждого учащегося. Вместе с тем подготовка к написанию сочинения помогает обогатить активный словарный запас, развить навыки письменной и устной речи. Написание сочинения требует составления плана, умения выделять главную мысль и выстраивать текст в определенной композиции. Следовательно, сочинение способствует развитию логического мышления и памяти.
Школьные сочинения имеют жанровое деление на повествование, описание и рассуждение. В этом ряду сочинение-описание является наиболее эмоциональным жанром, позволяющим ярко проявить индивидуальность автора. Особенно четко это прослеживается в начальной школе.
Одно из самых часто используемых заданий для учащихся младших классов – сочинение-описание природы либо пейзажа. Развитие речи в таком упражнении сочетается с развитием эстетического восприятия, интеллекта, наблюдательности.
Одним из первых заданий для школьников становится описание осени. С одной стороны, осенью традиционно начинается учебный год. С другой стороны, осень, с ее разнообразием красок и лирическим настроением, имеет богатое отражение в живописи, поэзии, музыке. Именно поэтому сочинение-описание осени может опираться на творения великих мастеров. Один из таких вариантов – описание осени по картинам И.И.Левитана.
В 4-5 классе воспитательный и образовательный успех сочинения в большой степени зависит от работы учителя. Предварительно проведенные внеклассные мероприятия (прогулка по осеннему парку с обсуждением увиденного, конкурс рисунков или поделок из природного материала, собранного на экскурсии) помогут создать нужный эмоциональный настрой у учеников. В этом случае представленная им картина великого художника и обозначенная на доске тема урока «Осень. Сочинение-описание» вызовут только положительные эмоции.
Оформить урок подготовки к написанию сочинения учителю помогут музыкальные произведения (например, «Времена года» П.И.Чайковского), стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, других поэтов. Описание осени, выраженное устами классиков, поможет детям осознать и выразить свои ощущения. Представленная же для описания картина, соотнесенная с собственными наблюдениями за осенью, неизбежно вызовет интерес к живописи. Таким образом, описание осени в школьном сочинении может стать не утомительным упражнением по развитию речи, а ярким событием, запоминающимся на всю жизнь.
Подобные комплексные мероприятия можно проводить на разные темы неоднократно в течение учебного года. Такие уроки, помимо выполнения основной обучающей функции, помогают школьникам прочувствовать произведения искусства, воспринять их как утонченное отражение действительности и соединить с собственными переживаниями.