Велосипед «Урал» как знамя эпохи
Велосипед «Урал» появился на свет в далеком 1965 году в городе Перми. В то время с личным транспортом в стране было чуть более, чем напряженно. Во многих городах, даже крупных, грузы в пределах населенного пункта зачастую развозили еще на подводах, владельцев мотоциклов считали состоятельными людьми, а на хозяев личных автомобилей смотрели как на небожителей.
Велосипед «Урал» был почти в каждой семье. Он служил не только для поездок. Многие пацаны через велосипед приобщались к технике. Во дворе даже начиналось своеобразное соревнование – кто поставит на своего железного друга более вычурный руль или более мягкое сиденье, приладит трещотку на заднюю вилку или фару с генератором, работающим при вращении колеса, кто более ловко исправит «восьмерку», подтягивая ключом спицы. Каждый умел разбирать и собирать велосипед чуть ли не с закрытыми глазами, а оставленный без присмотра в подъезде соседский транспорт почти наверняка оказывался без золотников, которые выкручивали не по необходимости, а просто из озорства, да «на всякий случай».
И нельзя сказать, что велосипедов других марок не было. Были, конечно, но велосипед «Урал» оказался почему-то самым популярным и запоминающимся. Тут, вероятно, сыграл роль комплекс причин: и массовость выпуска, и удачность конструкции, и вполне приемлемая цена. Велосипед «Урал» был простым и надежным, как и эпоха, которую он символизировал.
Малышня гоняла на «великах», еще даже не дотягиваясь из седла велосипеда до педалей. По этой причине установленные мягкие сиденья оказывались невостребованными, оставаясь лишь подтверждением высокого социального статуса владельца в дворовой иерархии. Велосипеды «Салют» и «Кама», которые начали выпускать позже, имели сиденье и руль с регулируемой высотой (справедливости ради: велосипеды «Урал» тоже имели регулируемые сиденье и руль, но диапазон высот был значительно меньше), но среди дворовых пацанов они уважением не пользовались: колеса маленькие, большой скорости не разовьешь.
Особенно, если расстояние между остановками было небольшим, а маршрут – извилистым. Да иначе и быть не могло: какой уважающий себя мальчишка не мог не выложиться из последних сил, чтобы доказать, что он не слабее других? Где громоздкий автобус медленно набирает ход, притормаживая на перекрестках и поворотах, юркие велосипедисты успевают с помощью гонора и подростковой настырности свести на нет преимущества бензинового двигателя.
Потом появились мопеды, и эпоха велосипедов постепенно стала клониться к закату. Мопед – это быстрее, сложнее и интереснее. Однако с наступлением третьего тысячелетия случилось удивительное: интерес к велосипеду вернулся. Только на качественно новом уровне. Сейчас это – велотриал и велосипедные танцы. И техника уже не та. Классический «Урал», заслуженный старичок, ушел в прошлое. Ныне к велосипеду другие требования. Иные материалы, иные формы и линии. Старый бренд еще используется, но это уже совсем другой «Урал».