Фразеологический оборот. Примеры

Фразеологический оборот представляет собой богатейший экспрессивно-стилистический потенциал для литературного творчества.

По мнению многих лингвистов, специфика фразеологической единицы определяется её воспроизводимостью. Под этим свойством понимается то, что в процессе речевого общения фразеологизмы не создаются, а воспроизводятся как устойчивые лингвистические единицы.

Примеры фразеологических оборотов, которые приводятся в словарях лингвистических терминов, обычно представляют те значимые единицы, в которых семантика мотивирована, постоянна и несет яркую образность. Это могут быть пословицы, поговорки, устойчивые образные выражения: "дождь льет как из ведра", "снег на голову", "денег куры не клюют", "коса на камень", "на вес золота", "что в лоб что по лбу", "море по колено" и т. п.

Рассмотрим два вида фразеологических оборотов.

Фразеологический оборот, состоящий из лексических единиц фиксированного употребления, относится к так называемому сращиванию, то есть такому выражению, где компоненты слиты в единый образ, который заключен в их смысловой "спаянности".

Например, выражение "бить баклуши" только в такой устойчивой комбинации слов несет определенную семантику, и всем известно, что оно означает "бездельничать", "предаваться пустому времяпровождению". Но это значение переносное, а этимология выражения связана со старинной игрой в городки. При игре использовались небольшие дощечки, которые нужно было сбить специальной палкой. Они назывались баклушами, а сбивание их считалось забавой, праздным провождением времени.

Фразеологические единицы используются часто авторами в видоизмененной форме с целью создания поэтического образа.

У Б. Ахмадулиной выражение "бить баклуши" - главное образное семантическое ядро в описании воскресного дня как отдыха:

"Но день воскресный уж баклуши бьет то детским плачем, то звонком посудным."

Фразеологический оборот, где составляющими являются слова, связанные друг с другом смысловым значением, относится к свободному фразеологизму.

Рассмотрим некоторые способы индивидуально-авторского подхода к изменению фразеологических единиц в поэтическом творчестве современных поэтов.

Фразеологические обороты и их значения в авторской интерпретации, проходя творческий процесс переосмысления, видоизменяются, и наряду с прямым значением часто приобретают свойства метафоры, рождая особый поэтический контекст.

Приведем примеры из поэтического творчества нашего современника, ставропольского поэта Андрея Дулепова:

Луна за окошком на крышу присела. /Мысль в стремительный полет душу за собой зовет/Птицей вырвется душа/ А ненастье, хихикая, кривится...

Рассматривая употребление фразеологизмов в поэтической речи современных авторов, можно отметить употребление межстилевых разговорно-бытовых элементов с целью усиления экспрессии:

Вот, снова вынужден ввязаться в драку

Ввяжусь, а вдруг не хватит сил

И недруги прихлопнут бедолагу...(А. Дулепов)

Пример из творчества ставропольского поэта А. Мосинцева:

И как пройдохи ни дудят в дуду

О прелестях всеобщего гражданства - 

Лгут подлецы! У мира на виду

Пока одна лишь ненависть - к славянству.

Многие фразеологизмы явно "открыты" и показывают авторское отношение к ним: сожаление, иронию, шутку, порицание, боль, то есть то, что называется сопереживанием.

Жалко воинов, из-за чужих амбиций

На чужбине пасть парням пришлось.

Багровеют над могилами зарницы

И слезами с неба – теплый дождь... (А. Дулепов)

Или известное стихотворение Ю. Кузнецова "Возвращение", где клубящийся дым - это не бытовая зарисовка, а символ тленности бытия, безвозвратной потери.

Шел отец, шел отец невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым

Ни могилы, ни боли...

Еще один пример из творчества А. Мосинцева:

Оптимизм Россией не утрачен

Хоть и глуп любой переворот,

Глядь, опять сулит селу удачу

Свора состоятельных господ.

Авторское выражение "свора господ", в котором угадывается фразеологическая единица "свора собак", представляет авторское преобразование, где имплицированный элемент "свора" в неожиданном сочетании с выражением "состоятельные господа" создает развернутую метафору.

Лишь несколько приведенных примеров наглядно иллюстрируют, как фразеологический оборот, активно используемый современными авторами в качестве "поэтической фразеологии", с помощью введения в текст разнообразных приемов способствует усилению его образности, яркости и, помимо информационной функции, выполняет задачу эмоционального воздействия на читателя.

Комментарии