Маржинальный доход – это показатель прибыльности бизнеса

Современные предприниматели не так часто в своей практике применяют расчет показателей маржинального дохода, а зря, потому что с их помощь можно заранее составить финансовый прогноз деятельности. Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Иногда его еще обозначают, как сумму покрытия, ту часть, что уходит из выручки на возмещение постоянных затрат и получение прибыли.

Данный термин обычно используется сразу в двух значениях: предельная прибыль и доход от реализации товара, полученный после покрытия переменных издержек. Первое определение предполагает расчет прибыли за продажу каждой последующей единицы продукции. Во втором случае подразумевается источник покрытия постоянных затрат и образования дохода.

Для каждого менеджера очень важно правильно рассчитать маржинальный доход. Формула его очень проста, необходимо найти разницу между объемами продаж, умноженными на цену продаж, и объемами продаж, умноженными на стоимость прямых затрат на единицу товара. Для большего удобства можно рассчитать показатель на единицу продукции, нужно найти разницу между ценой продаж и прямыми затратами на производство единицы товара.

В большинстве случаев в нашей стране лишь в сфере торговли рассчитывают маржинальный доход, это, по сути, торговая наценка. В зарубежных компаниях данный показатель играет огромную роль в составлении финансовых планов, прогнозировании дальнейшего выпуска продукции. Для получения правильных значений важно не ошибиться и взять нужные показатели, потому что тогда будет непонятно, приносит бизнес прибыль или нет.

В больших компаниях для каждого вида продукции рассчитывается маржинальный доход. Это позволяет узнать, насколько прибыльным или убыточным является тот или иной товар. Если показатель отрицателен, то следует приостановить выпуск продукции, потому что с каждой последующей единицей фирма будет все больше в убытке. Маржинальный анализ позволяет определить, выпуском какого товара заниматься выгодно, а какой лучше снять с производства. С помощью модели безубыточности можно определить, начиная с какого объема продаж или выполненных услуг, предприятие начинает получать доход.

Маржинальный доход – это значимый показатель, отслеживающийся со статистикой по видам продукции, разным отраслям и направлениям деятельности. Зная его отраслевую норму, можно без труда рассчитать прямые затраты и выручку. Необходимо учитывать, что бизнес будет прибыльным лишь в том случае, если сумма маржинального дохода полностью покроет налоги, общие затраты, и еще останется прибыль. Если этой суммы не хватает даже, чтобы покрыть издержки, то производство считается убыточным.

Чтобы правильно рассчитать маржинальный доход, необходимо точно определить прямые затраты. К ним относятся издержки, привязанные к единице продукции, например оплата труда или стоимость материалов. К общим затратам относится все остальное, их и покрывает маржинальный доход. Если правильно все рассчитать, то суммы общих затрат практически не будут изменяться, потому что к ним относится стоимость аренды помещения, заработная плата штатных работников, коммунальные услуги и т.д.

Комментарии