С чего начать приватизацию квартиры - пошаговая инструкция, особенности и рекомендации
Многие люди проживают в квартирах, которые принадлежат муниципальным властям. Для этого у них составляется с муниципалитетом договор соцнайма. При этом у каждого человека имеется возможность раз в жизни воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Она заключается в том, что жилье переводится в частную собственность. Поэтому каждому человеку надо знать, как реализуется приватизация квартиры, с чего начать данную процедуру, какие документы должны подготавливаться, а также с какими нюансами можно столкнуться.
Понятие приватизации
Каждый человек, проживающий в муниципальном жилье, должен разобраться в этом процессе. Часто требуется приватизация жилья. Как все сделать по закону? Для этого надо учитывать положения ФЗ № 1541-1, описывающие основные правила процедуры.
Процесс может выполняться исключительно по отношению к имуществу, состоящему на балансе муниципального или государственного жилищного фонда. Оно должно выступать объектом, описывающимся в договоре соцнайма. Каждый наниматель может воспользоваться данным процессом, но при этом важно разобраться в том, что такое приватизация квартиры, с чего начать процесс, а также какие учитываются правила. Основные условия таковы:
- не могут воспользоваться данным правом граждане, которые проживают в аварийном жилье, так как их дом подлежит сносу, поэтому они получат новое жилье, для чего придется составлять заново договор соцнайма с муниципальными властями;
- воспользоваться приватизацией бесплатно может каждый человек только раз в жизни;
- помещение должно быть в муниципальном или государственном фонде, но оно не должно быть представлено служебным помещением.
Все эти требования должны соблюдаться для проведения процедуры.
Кто может участвовать?
Следует знать, для кого возможна приватизация жилья. Все тонкости и нюансы содержатся в ФЗ № 1541-1. Здесь указывается, что воспользоваться правом на этот процесс может каждый человек только раз в жизни.
Сохраняется право за несовершеннолетними гражданами, которые могут даже являться собственниками других помещений. Заниматься процедурой они могут только после достижения 18 лет.
Особенности приватизации квартиры заключаются в том, что требуется наличие заключенного договора соцнайма.
Законодательное регулирование
Основные положения о процессе содержатся в ФЗ № 1541-1, а также множество исчерпывающей информации может быть получено из многочисленных статей ЖК.
Регулярно в законодательство вносятся изменения и нововведения, которые относятся даже к процессу приватизации. Надо постоянно отслеживать данные факты, что позволит грамотно произвести процедуру.
Нужно ли приватизировать квартиру?
Первоначально надо определиться, целесообразно ли пользоваться этим способом для оформления жилья в частную собственность. Многие люди уверены, что если не будет квартира принадлежать им на основании права собственности, то их могут выселить по разным причинам из жилья.
Квартира, которая предоставляется гражданам на основании договора соцнайма, принадлежит муниципалитету и при определенных условиях действительно может передаваться другим гражданам. Но при этом каждый наниматель может подать заявление на перевод данного объекта в свою частную собственность.
Только при наличии св-ва о собственности может человек распоряжаться свободно данным имуществом. Для этого им могут совершаться разнообразные сделки, основным назначением которых выступает смена владельца. Если квартира принадлежит муниципалитету, то такие сделки никаким образом не могут совершаться жильцами. Если все граждане выпишутся из недвижимости, то она вновь переходит муниципалитету, поэтому может передаваться другим лицам.
Приватизация является добровольным решением каждого гражданина, поэтому если есть желание распоряжаться данным объектом, то желательно выполнить этот процесс.
Могут ли выселить из муниципального жилья?
При определенных ситуациях допускается муниципальным властям выселять нанимателей. К этим случаям относится:
- наличие значительных долгов по оплате услуг ЖКХ;
- когда в правоохранительные органы соседями было составлено коллективное заявление, в котором указывается, что наниматели ведут себя неправомерно;
- если умирает наниматель, то недвижимость не переходит его родственникам, поэтому если больше нет лиц, прописанных в этой квартире, то она возвращается в муниципальный фонд.
К плюсам проживания в муниципальном жилье относится то, что не требуется уплачивать налог на недвижимость. Также жизнь считается более безопасной, а ремонт проводится муниципальными властями. Дополнительно, если дом признается аварийным, то наниматели получают соразмеряемое жилье в новом доме.
Когда можно осуществить процесс?
Каждый человек должен изучить многие нюансы, возникающие, когда выполняется приватизация квартиры. Этапы, документы и иные особенности надо изучать в законодательстве или в администрации конкретного региона.
В ФЗ № 1541-1 указываются не только правила реализации процесса, но и срок, до которого предоставляется государством возможность бесплатно перевести объекты в частную собственность.
Уже несколько раз переносились данные сроки, так как многие люди проживают в квартирах, которые находятся в ветхих домах, а при этом не пользуются своим правом, так как не допускается по правилам выполнять процесс в отношении таких объектов. Также в муниципалитете разных регионов просто отсутствует необходимое количество квартир, чтобы переселить всех граждан. Поэтому по статистике еще около 30% граждан не воспользовались своим правом.
Сегодня в законе указывается, что окончится бесплатная приватизация 1 марта 2018 года, поэтому граждане должны спешить. До этого срока надо разобраться, в чем заключается приватизация муниципальной квартиры, с чего начать процедуру, а также какие подготовить документы.
Как узнать, приватизировано ли жилье?
Часто возникает необходимость узнать, приватизирована ли конкретная квартира. Например, эта информация требуется после смерти человека, проживающего в недвижимости или при выборе оптимального жилья для приобретения.
Найти нужные сведения достаточно просто, для чего выполняются разные действия:
- если требуется приобрести недвижимость, то желательно попросить у продавца выписку из ЕГРН, которая содержит основные сведения об этом объекте, к которым относится и вид собственности;
- если человек является наследником умершего гражданина, то ему надо обратиться в отделение Росреестра, чтобы самостоятельно получить выписку из ЕГРН, на основании которой он может определить, сможет ли он оформить объект в свою собственность или он перейдет муниципальным властям;
- если нужные сведения отсутствуют в Росреестре, то потребуется обратиться в БТИ, чтобы уточнить данные;
- также информацию можно найти на квитанциях, предназначенных для оплаты услуг ЖКХ.
Нередко наследники сталкиваются с тем, что квартира не была приватизирована, а также, кроме умершего человека, в ней никто не был прописан. В таком случае жилье возвращается муниципальным властям, поэтому невозможно будет рассчитывать на нее как на наследство.
Если наниматель до смерти подавал документы на приватизацию, но умер до окончания данного процесса, то его наследники могут подать иск в суд, чтобы оспорить отказ администрации в предоставлении жилья.
Какими способами можно приватизировать объект?
Важно определиться не только с тем, что такое приватизация квартиры, с чего начать процесс, какие нужны документы и какие процессы для этого выполняются, но и решается, каким способом будет реализоваться процедура. Для этого можно выбрать варианты:
- Единоличная приватизация. Она заключается в том, что у жилья появляется один собственник, а другие люди могут проживать в недвижимости только на основании прописки. В этом случае каждый человек, проживающий в объекте, должен составить письменный отказ от участия в приватизации. Несовершеннолетние граждане, прописанные в квартире, так же считаются автоматическими участниками процесса. Согласие на перевод квартиры на одного собственника за них составляется официальными опекунами.
- Совместная собственность. Обычно такой способ используется гражданами, которые являются официальными супругами. В будущем они смогут распоряжаться объектом только совместно.
- Коллективная. Она используется, если в квартире проживает несколько граждан, каждый из которых желает обладать некоторой долей жилья. В этом случае каждому предназначается часть недвижимости.
Независимо от выбора конкретного варианта процесса требуется подготовить одинаковые документы для приватизации квартиры, список которых можно запросить в администрации региона.
Правила процедуры
Каждый наниматель муниципального жилого объекта должен разобраться в том, как правильно приватизировать жилье. Для этого учитываются некоторые особенности:
- бесплатно процедура может проводиться исключительно один раз в жизни каждым человеком;
- приватизация совершается в отношении государственного или муниципального имущества;
- не влияет на процесс стоимость квартиры.
Существуют определенные объекты, которые не могут переводиться в частную собственность. К ним относится:
- комнаты в общежитии, если оно располагается на территории, причисляемой к какому-либо заповеднику или парку;
- квартиры, принадлежащие музейному фонду;
- служебные квартиры;
- объекты, располагающиеся в аварийном доме.
Если разобраться в том, что такое приватизация квартиры, с чего начать, плюсы и минусы процедуры, то без каких-либо сложностей конкретный объект будет переведен в частную собственность нанимателей. Узнать все нюансы можно непосредственно в администрации региона.
Как выполняется процесс?
Приватизация пошагово реализуется достаточно просто. Для этого надо заранее подготовить нужные документы и выполнить другие подготовительные действия. С чего начать приватизацию квартиры? Пошаговая инструкция учитывает последовательные этапы:
- первоначально собираются нужные документы на имеющуюся недвижимость;
- составляется и передается заявление в местную администрацию, причем для этого выбирается департамент жилищной политики;
- в течение двух месяцев специалисты государственных органов занимаются проверкой подлинности документации, а также правильности ее оформления;
- если отсутствуют какие-либо проблемы с документами, то составляется и подписывается между двумя сторонами договор, на основании которого жилье передается в собственность гражданина;
- данный договор с другими документами приносится в Росреестр или МФЦ для регистрации, причем за это придется уплатить пошлину в размере 2 тыс. руб.;
- в заявлении должно быть указано, кто будет являться владельцем объекта, а если будет несколько собственников, то прописывается, какая доля передается каждому гражданину;
- на основании данных документов будет зарегистрировано право собственности на объект.
Процедура считается достаточно специфической. Можно самостоятельно разобраться в том, что такое приватизация квартиры, с чего начать процесс, какие понадобятся документы и выполнить другие этапы. Но при этом можно дополнительно воспользоваться услугами риелтора или опытного юриста, чтобы сэкономить время на подготовку документации и выполнение разных этапов. Но при этом увеличиваются траты средств на процедуру.
После получения св-ва о собственности, граждане могут распоряжаться объектом по своему усмотрению. После смерти владельцев дается возможность их наследникам получить квартиру по наследству.
С чего начинается процесс?
Перед началом процедуры следует определиться с тем, как приватизировать квартиру, с чего начать, список документов надо взять в администрации, а также решается множество других вопросов.
Выбирается, какая форма собственности будет зарегистрирована, причем решить этот вопрос могут все жильцы мирным способом путем составления соответствующих заявлений. За детей документы подготавливаются их официальными представителями, которыми могут быть родителями или опекунами.
Документация может передаваться в разные учреждения, поэтому можно обращаться не только в администрацию региона. Нередко выполняется приватизация квартиры в МФЦ. С чего начать при таких условиях? Надо первоначально подготовить нужные документы.
Подготовка документации
Если планируется приватизация жилья, какие для этого нужны документы? Полный список можно узнать на сайте администрации или при личном посещении жилищного департамента. Стандартно понадобятся бумаги:
- паспорта всех взрослых граждан;
- св-ва о рождении детей, проживающих в муниципальной квартире;
- если занимаются процессом супруги, то ими подготавливается св-во о заключении брака;
- нередко требуется даже св-во о смерти основных квартиросъемщиков или других граждан, которые до смерти были прописаны в недвижимости;
- справка из домовой книги, в которой содержится информация о том, кто действительно прописан в объекте, что гарантирует, что не будут претендовать на долю в квартире люди, не обладающие правами на это;
- справка из архива по форме №2, которая подтверждает, что все люди, претендующие на процесс, не пользовались ранее своим правом на приватизацию, причем получить ее можно в БТИ;
- разрешение на приватизацию, получить которое надо в ОЖК;
- справка из БТИ, содержащая поэтажный план и экспликацию;
- выписка из ЕГРН на недвижимость, в которой указывается размер квартиры, количество комнат в ней, планировка и иные значимые сведения;
- справка из ЕГРН, которую надо получить на каждого человека, участвующего в приватизации, причем она указывает, какие объекты находятся в собственности у граждан;
- если процедурой занимается только один человек за всех жильцов, то у него должна иметься нотариальная доверенность, которая позволяет ему представлять интересы других жильцов одной квартиры;
- технический паспорт на жилье;
- лицевой счет, открытый на конкретную недвижимость, взять который можно в паспортном столе;
- квитанция, указывающая на оплату госпошлины.
Если один из жильцов ранее был гражданином другой страны, то он должен взять справку в Отделе виз, которая подтверждает, что им было получено российское гражданство.
Сколько действуют документы?
Важно разобраться не только в том, какие документы нужны для приватизации жилья, но и как долго они могут использоваться. Например, выписка из ЕГРН действует только 30 дней, поэтому в течение этого времени требуется подать все бумаги в МФЦ или непосредственно в специальный отдел администрации.
Справка, указывающая на состояние счета, открытого для конкретной квартиры, действует только один месяц. Такой же срок устанавливается для выписки из домовой книги.
Поэтому желательно сразу после подготовки нужного пакета документов обращаться в администрацию для переоформления жилья.
Где взять техпаспорт и выписку из ЕГРН?
Следует тщательно разобраться в том, как делать приватизацию квартиры. С чего начать? Для этого собираются нужные документы, к которым относится и техпаспорт. Получить его можно в БТИ, причем выдается документ только гражданам, которые действительно обладают правом проживать в недвижимости.
Выписка из ЕГРН выдается в Росреестре. Для этого требуется подготовить заявление, паспорт и документы на квартиру.
Как приватизировать жилье?
Как только будет подготовлена необходимая документация, начинается непосредственный процесс перевода жилья в частную собственность. Порядок приватизации квартиры заключается в нескольких последовательных этапах:
- документы передаются на рассмотрение в МФЦ или напрямую в жилищный департамент;
- осуществляется их проверка;
- выносится решение.
Если участниками данного процесса являются дети, то требуется получить на его реализацию разрешение от органов опеки. Если детям еще нет 14 лет, то за них решение принимается родителями.
Также нередко требуется приватизация квартиры с перепланировкой. С чего начать в этом случае? Для этого надо убедиться, что процесс перепланировки жилья выполнялся законным образом, поэтому у нанимателей имеются все необходимые документы, которые подтверждают правомерность внесенных изменений. Если такие бумаги отсутствуют, то первоначально потребуется узаконить перепланировку, а после подавать документы на приватизацию.
Сроки проведения процесса
Разобравшись в том, как приватизировать квартиру, шаги, которые требуется для этого выполнить, покажутся простыми и понятными. На основании ФЗ «О приватизации» процесс по срокам не должен занимать больше 60 дней. 15 дней предназначается для регистрации граждан, желающих перевести жилье в частную собственность. Далее в течение 45 дней собираются документы.
Обычно требуется потратить на подготовку разных бумаг не меньше 3 или 4 месяцев, а в некоторых ситуациях вовсе затягивается процедура на 9 месяцев. Это обычно связано с тем, что люди не приносят нужные документы или имеется незаконная перепланировка, поэтому первоначально потребуется ее узаконить.
Стоимость процесса
Если понять, что такое приватизация квартиры с перепланировкой, с чего начать процедуру и какие этапы выполнить, то не потребуется тратить на нее больше двух месяцев.
Предоставляется возможность оформить жилье в частную собственность государством совершенно бесплатно. Но при этом приходится тратить средства в процессе подготовки определенных документов:
- получение выписки из ЕГРН – 400 руб.;
- заверение отказа жильцов от приватизации – 1 тыс. руб.;
- оформление договора – 5 тыс. руб.;
- получение св-ва о праве собственности – 2 тыс. руб.
Нотариальные услуги могут несколько отличаться по стоимости в разных регионах, поэтому точная цена может быть рассчитана только по окончании процесса. Если вовсе обращаться за помощью к юристам, то значительно увеличивается цена приватизации.
Плюсы и минусы
Поняв, как делать приватизацию квартиры, с чего начать и как выполнить процесс правильно, можно легко перевести квартиру, которой пользуются граждане на основании договора соцнайма, в частную собственность.
Процесс обладает многими несомненными плюсами, которые должны учитываться всеми нанимателями муниципального жилья:
- не требуется уплачивать арендные платежи, которые считаются достаточно высокими;
- имеется возможность по своему усмотрению распоряжаться имуществом, поэтому квартира при необходимости продается, обменивается или дарится, а также она передается по наследству после смерти владельца;
- собственник сам решает, кто будет прописан в объекте, а вот в муниципальном объекте разрешается регистрировать только родственников;
- отсутствует риск, что граждан принудительно выселят из квартиры.
К минусам относится необходимость выполнения капитального и текущего ремонта своими силами. Возникает необходимость уплачивать налог на недвижимость. Также сама процедура перевода жилья в частную собственность считается специфической, длительной и сложной.
Таким образом, каждый человек может самостоятельно разобраться в том, как приватизировать квартиру. Данный процесс считается сложным и требует подготовки многочисленной документации, но по окончании процедуры переходит квартира в частную собственность граждан. Важно точно изучить все последовательные действия, позволяющие в короткий срок реализовать процесс. При этом учитывается наличие незаконной перепланировки или иные проблемы, которые могут стать препятствием для приватизации жилья. После проведения данного процесса собственники смогут свободно распоряжаться объектом.