Дореволюционные основы права в России
Основы права – тот фундамент, на котором строится большинство существующих отношений и взаимодействий между членами общества, странами и организациями. Именно они являются главными показателями цивилизации, в которой жизнь подчинена определенным законам. По большому счету, основы права являются
В нашем государстве за всю историю его существования основы права пережили ряд метаморфоз. Изначально на Руси, как, впрочем, и в любом другом государстве, руководствовались традициями родовой общины. Не считались дикарством, например, кровная месть или убийство простолюдина. Основы уголовного права государства Российского впервые прописываются в так называемой «Русской Правде», датируемой серединой XI-XII веков. Различия между преступлением уголовным или гражданским в ней не существовало, да и любое злодеяние именовалось не иначе как «обидой», из чего можно сделать вывод, что и мера наказания оценивалась больше на уровне эмоциональном, нежели правовом.
Основы семейного права в нашей стране также прошли весьма длинный путь. Дохристианская Русь руководствовалась древними традициями. Основы права в этой области нашли свое отражение в «Кормчей книге» - переводе текстов византийских князей. Церковное венчание было принято в XI веке и, в отличие от католической ветви христианства, православная Русь допускала возможность развода.
Браки с представителями другой веры находились под запретом. Как ни удивительно, но в Древней Руси женщина могла быть собственницей имущества. Что касается отношений отцов и детей, то в этот период времени законность происхождения ребенка не имела большого значения, в отличие от более поздних правил середины XVII века, когда незаконнорожденного не признавали даже в случае, если родители вступали в брак после его рождения.
Как и основы права уголовного, семейные отношения были упорядочены в эпоху Петра. Именно в этот период усиливается роль светских канонов, которые нашли свое отражение в Своде Законов Российской империи. Значительная роль отдается добровольному заключению брака. Православные могли заводить семью с представителями иных направлений христианства, увеличивается возрастная планка, после которой можно было стать мужем или женой. Если раньше вступить в брак можно было девушкам в возрасте 13 лет и юношам от 15 лет, то Уложение говорит уже о 16 и 18 годах соответственно. Безграничная власть мужчины приобретает более цивилизованные формы. С середины X I Х века запрещается физическое наказание жены и детей.