Как поминать усопших правильно: особенности и рекомендации
Смерть – это не конец, а только начало чего-то другого, так утверждают все религии. Обычаев, связанных с тем, как поминать усопших, существует немало. Православие же фактически относится к почившим также, как и к живущим, при общих службах их имена произносятся подряд, без каких-либо выделений.
Не проводятся поминальные обряды лишь в Пасху, все остальное время можно вспоминать об ушедших. Однако в православной традиции есть и отдельные дни, церковные праздники, в которые почившим уделяется больше внимания, чем обычно.
Какие дни выделяются?
Дни особого поминовения усопших, согласно православной традиции, это:
- третий;
- девятый;
- сороковой.
Первыми же принято считать сутки кончины, а не последующие за ними, даже если человек умер за несколько минут до полуночи. Выделяется и годовщина ухода в мир иной.
Помимо этих дней, в том, как правильно поминать умерших, важны и другие даты церковного календаря, называемые Родительскими субботами:
- Мясопустная;
- Троицкая;
- Четыредесятницы.
Помимо Родительских суббот, когда сопровождает поминовение усопших панихида, важна и дата Радоницы.
День третий
Третий день, следующий за смертью, открывает череду обязательных поминовений. В обычаях того, как поминать усопших после погребения, третьи сутки имеют важное значение и не только в христианстве. К примеру, принятый на Руси обычай тризны являлся ничем иным, как поминовением. В каждой культуре есть традиции, связанные со смертью и третьим днем после нее. В христианстве же третий день связывают не только с воскрешением Христа, но и со Святой Троицей.
Принято считать, что до третьего дня душа умершего посещает те места, с которыми человека многое в жизни связывало. Сопровождает ли душу при этом Ангел или нет – в этом вопросе единого мнения в церковной философии не существует.
Считается, что спокойная душа, счастливая в жизни и праведная, не мечущаяся под влиянием страстей и сожалений, нигде не путешествует, а находится рядом со своим телом. То есть пребывает в том месте, в котором лежит тело покойного в ожидании погребения. Души же добродетельные, преисполненные сострадания, посещают те места, в которых при жизни творили добро. То есть если человек, к примеру, содержал приют или же был волонтером в больнице, его душа посетит эти места.
Священнослужители объясняют подобные посещения тем, что душа идет к тому, за что при жизни «болела», от чего было «неспокойно». Это относится не только к добродетельным умершим, но и к душам, наполненным разочарованиями, скорбью или же – мечтами что-то увидеть. Если человек страстно желал съездить куда-либо, но так и не сделал этого, существует большая вероятность, что в первые трое суток после смерти душа посетит это место.
В третий день Господь призывает душу к себе. В том, как поминают усопшего в церкви, это отражено – на третий день в тексте молитвы Господа молят о милости к душе, которая вскорости предстанет перед ним.
День девятый
Девятые сутки связывают с количеством ангельских чинов. Принято считать, что призванная на небо душа шесть дней находится в ожидании суда Господа. В это время она созерцает райские кущи, а девять Ангелов узнают дела ее и помыслы.
Число «девять» присутствует в том или ином варианте во многих описаниях, обычаях или же обрядах. «Девять врат», к примеру, символ, возникший задолго до зарождения христианства, он уходит корнями в культуру Междуречья и Древних Царств Египта. Есть «девятка» и в индуиских верованиях, присутствовала она и в северном эпосе, и, разумеется, в славянских традициях.
Православные же полагают, что именно девятый день – время суда души Господом. В том, как правильно поминать умерших в церкви, этот день имеет важное значение. Поминальные молебны девятого дня посвящены мольбам о милосердии, о водворении души со святыми и праведными, воспоминаниям о благих поступках умершего.
День сороковой
Число «сорок» важно в иудейской традиции. Именно оттуда оно и перешло в христианство. Впрочем, иудаизм и христианство – понятия неразрывные. Вера в Христа выросла на основе древней религии иудеев. Поэтому и большинство символов и обрядов тоже пришли из иудаизма.
Пророк Моисей получил скрижали от Господа лишь после поста в сорок дней. А странствие иудеев по пустыне длилось сорок лет. Иисус Христос занял место рядом с отцом Небесным опять же – в сороковой день.
Принято считать, что на сороковой день душа предстает третий и последний раз перед Господом. А после этого водворяется на уготованное ей место, то есть отправляется в рай или же в ад, где и находится в ожидании Страшного Суда.
В том, как осуществлять поминовение усопших, правила Церкви предписывают в этот день заказать молебен. Молиться следует о сглаживании и прощении грехов покойного и водворении его со святыми и праведными душами. После сорокового дня приходит время молитв «за упокой».
Год после смерти
То, как поминать усопших в годовщину смерти, Церковь рассматривает однозначно, если не вдаваться в философию и порядок литургического года, то эта дата подобна дню рождения, но только не человека в теле, а души.
День рождения человека умершего, по церковным традициям, не отмечают. Не нужно, с точки зрения христианства, в эту дату ходить на кладбище или выделять ее как-то иначе. Место даты рождения занимает годовщина смерти. Как помянуть человека в этот день – вопрос, на который тоже существует однозначный ответ. Нужно заказать службу «за упокой», помолиться дома. Разумеется, не возбраняется и сходить на кладбище.
Что же касается ужинов, обедов и прочих традиций, связанных с едой и напитками, то они есть в каждой культуре, но являются чуждыми христианству. Это обычаи более древние, к которым церковь отношения не имеет. Однако, хотя застолье и не входит в перечень церковных рекомендаций того, как поминать усопших дома, христианство не запрещает такие обычаи.
Поминальные субботы
Это особые дни, которые присутствуют во всех христианских конфессиях. Установлены они были главами Церквей «сообща», а случилось это ввиду необходимости. Поскольку христианская религия фактически не отделяет мертвых от живых, то потребовалось навести порядок в построении и тематиках общих богослужений. Итогом этого и стали субботы, названные «Вселенскими». В православии за ними закрепилось иное название – «Родительские».
В эти дни принято поминовение усопших, умерших и дома после отпущения грехов, и внезапно, и в принципе – всех почивших христиан, независимо от того, как они погибли.
Панихиды, которые служат в эти дни, тоже именуются «Вселенскими». В ходе богослужения происходит общее поминовение усопших. Как правильно поминать в такие дни конкретного покойного – вопрос, который стал актуален лишь в последнее столетие. Четких предписаний церковь пока не дает, но рекомендует помолиться сначала обо всех почивших христианах, а потом упомянуть близких.
Мясопустный день
Эта суббота завершает Мясопустную неделю, в течение которой в церквях и соборах вспоминают о предстоящем Страшном Суде. Службы напоминают прихожанам о том, что день этот неизбежен и все, как живые, так и умершие, пребывают в его постоянном ожидании.
В связи с такой традицией череду Поминальных суббот начинает Мясопустная. В том, как поминать усопших в этот день, есть следующая особенность – помимо того, что вспомнить на молитве нужно обо всех христианах, тематика текста должна касаться ожидания Страшного Суда. Сами церковнослужители рекомендуют в этот день ставить две свечи «за упокой» - для всех и для близкого человека.
Троицкий день
Традиция вспоминать о покойных в эту субботу, в отличие от остальных, сложилась сама по себе и внутри православия. Большинство православных текстов для молебнов, осуществляемых в Троицкий день, составил при жизни святой Василий Великий.
Особенно святой Василий выделял молитвы для вечерней Пятидесятницы, утверждая, что в это время Господь примет отмаливание за все грешные души, даже за те, которые давно пребывают в преисподней.
Однако хотя Троицкий день и вошел в перечень утвержденных Вселенским Синодом суббот для поминовения, церковь четко предписывает молиться в это время лишь за почивших благочестивых христиан.
Связано это с тематикой даты Троицы или же, как принято было говорить в православии, Святой Пятидесятницы. Считается, что в это время Святой Дух снизошел и завершилось создание человека. Именно в этом был первичный смысл праздника Троицы. Богослужения с панихидами об усопших совершаются в последнюю перед светлым днем Троицы субботу и идут весь день, особенно в православии выделяется вечерняя молитва.
О символизме этих дней и особенностях поминовения
Богословие же, или, говоря иными словами, церковная философия, наделяет Мясопустный день и Троицкий символическим смыслом.
Мясопустная суббота олицетворяет собой конец света, прекращение существования этого мира и наступление Страшного Суда. Считается, что именно в течение недели перед этим днем, которая в православной традиции тоже именуется Мясопустной, пронесутся всадники Апокалипсиса. Именно поэтому церкви, представляющие любую из христианских конфессий, предельно настороженно относятся к каким-либо природным катаклизмам, приходящимся на эту неделю. Но совершенно спокойно принимают любые прогнозы на прочие дни. К примеру, не так давно ученые всего мира были встревожены приближением к траектории Земли метеорита. Разумеется, прихожане задавали духовным наставникам вопросы, связанные с сюжетами новостей. Позиция всех представителей духовенства разных конфессий была едина – ничего не случится. Обусловлена же эта убежденность была только тем, что дата возможной катастрофы не попадала в Мясопустную неделю.
Троицкая же суббота символизирует совсем иное. День Пятидесятницы олицетворяет собой всеобщее искупление силой Святого Духа. Он считается днем конца царствия Церкви Ветхозаветной и последующего раскрытия людям всего великолепия Царствия Христова. То есть, говоря проще, этот день знаменует в церковной философии смену верований иудейских христианскими.
Именно эти богословские нюансы и наложили отпечаток на то, как поминать усопших правильно в эти субботы. Но опять же, если в отношении богослужений в Мясопустный поминальный день никаких вопросов не возникает – молятся обо всех почивших в преддверии Страшного Суда, то Троицкая суббота – предмет споров. Позиция Церкви однозначна и соответствует установленному Синодом правилу – поминаются благочестивые христиане.
Но человеку по природе его свойственно находить лазейки в законах. В православии принято почти так же официально, как правила, помянуть усопшего грешного, не благочестивого, самоубийцу или же не крещенного.
Однако делается это совсем не так, как осуществляется традиционное поминовение покойных. Нет речи ни о каких-либо заказах молебнов или же упоминании в панихидах. При желании вспомнить о грешной душе в эту субботу, ставят свечу перед образом святого Василия Великого и молят его о заступничестве перед Господом.
Существует такая примета, связанная с мольбой святому Василию Великому о милости для грешных душ. После вечернего богослужения, во время которого и обращаются к святому с просьбой о заступничестве, следует ни с кем не общаясь, пойти спать, а с утра посетить кладбище.
Если на могилу прилетят птицы или же на ней распустятся цветы – любые, это может быть куст сирени или посаженные маргаритки, либо же будет подано какое-то иное знамение, значит, мольба услышана и Господь простил грешника. Если знамения не было, то господь не внял заступничеству святого Василия Великого.
После посещения могилы нужно сходить в храм и поставить свечу святому с благодарной молитвой.
При отсутствии места захоронения, что тоже бывает, или же недоступности его, нужно просто выйти на улицу и подождать знака. Если верить приметам, то святой Василий Великий не оставляет без внимания ни одну мольбу, и обращаться к нему можно не единожды.
Дни Четыредесятницы
Это субботы, завершающие вторую, третью и четвертую седмицы в течение Великого поста. В сами седмичные дни богослужений «за упокой» не проводится. Все заказанные молебны такого типа переносятся на субботы.
В православии эти дни особого значения не имеют, в отличие от католицизма. В наших храмах в эти даты читают краткое общее поминовение и проводят «адресные» молебны.
В эти субботы в церквях проводятся:
- ектении за упокой;
- литии;
- панихиды;
- «личные» поминовения;
- сорокоусты.
Считается очень плохим знаком, если поминовения по дням, то есть третьего, девятого и сорокового, приходятся на будни седмиц. Покойный остается без традиционного молебна, то есть, говоря проще, поминание переносится на ближайший субботний день, следующий за необходимым по календарю.
Но православная Церковь не запрещает в будни седмиц таких действий, как поминать усопших на домашней молитве, посещать кладбища или же как-то иначе вспоминать об ушедших близких, к примеру, поставить свечку перед образом какого-либо святого.
День Радоницы
Помимо церковных обрядов, в Радоницу традиционно принято посещать места захоронений. О том, как вести себя на кладбище, как поминать усопших грешников у их могил, христианство ничего конкретного не предписывает, кроме требований воздержаться от пьянства.
Дата эта в церковной философии связывается не только с окончанием Страстной и Светлой недель и воскресеньем святого Фомы, но и с историей о том, как Господь спустился в Преисподнюю и одержал торжество над смертью.
Именно в Радоницу нужно ходить на кладбища, согласно обычаям христианства, посвященным тому, как правильно поминать усопших, народные традиции посещать могилы близких в Пасху возникли при советской власти и не одобряются церковью.
В Пасху не проводятся поминальные службы, не посещаются захоронения и в принципе не делается ничего, что так или иначе связано со смертью. Все, что в годы советской власти делалось в этот день, следует перенести на Радоницу. Именно эта дата отводится христианскими конфессиями для подготовки усопших к вести о воскресении Иисуса.
Что такое помянник?
В различных разъяснениях о том, как поминать усопших, часто встречается это название. Помянник – это диптих, состоящий из двух табличек, являющийся по своему функциональному значению записной книжкой. На одной стороне пишутся имена живых, на другой – покойных, которых следует упомянуть в молитве.
Такие памятки бывают:
- церковными, «алтарными»;
- домашними;
- просительными.
«Алтарные» используются во время службы священнослужителями. Размеры и вес их могут быть очень большими, а вносятся в постоянные списки имена только избранных. То есть людей, сделавших много добрых и благочестивых дел, отличавшихся крепкой верой и принесших пользу Церкви. К примеру, в каждом русском храме в перечне присутствовали имена купцов, на чьи средства была возведена конкретная церковь и тех, кто делал пожертвования.
В церковных памятках есть два раздела в части, относящейся к покойным:
- вечный;
- временный.
В первый вносятся имена тех, кто удостоился вечного поминовения. А во второй – имена почивших, молебны по которым были заказаны.
Домашние же памятки отличаются только тем, что в них расписаны имена близких. Домашние диптихи могут быть семейными и родовыми. Соответственно, родовые ведутся столетиями и передаются из поколения в поколение.
В домашних книгах принято записывать не только имена, но и важные даты, дни именин и многое другое, имеющее отношение к упомянутому на страницах человеку. Объяснить, как следует вести домашний помянник, могут в любом храме.
Просительные же – важная часть в перечне обычаев, касающихся того, как поминать усопших.
Это те помянники, которые можно приобрести в любом храме там же, где и свечи. Состоят они тоже из двух составляющих, на одной нужно написать имена живущих, на другой – умерших. Заполненный помянник передают священнослужителю. То есть это фактически записка с просьбой упомянуть во время богослужения о тех людях, чьи имена в ней перечислены.
При желании воспользоваться просительным помянником следует прийти в храм заранее, чтобы успеть заполнить страницы и передать записку священнослужителю. Переданные по ходу службы памятки остаются на усмотрение священника. То есть по умолчанию их читают только на следующей службе. Прочтение же на текущей является личной инициативой и «доброй волей» священнослужителя.
Что такое Сорокоуст?
Сорокоуст – это череда молебнов по усопшему, свершаемая в течение сорока дней. Ограничений для проведения этого обряда нет никаких, его можно заказывать сразу же после окончания литургии по покойному.
Кроме Сорокоуста можно заказать поминальные службы на срок года и полугода. Также многие монастыри принимают прошения о вечном поминовении. Под «вечным» следует понимать срок – «пока стоит Храм», то есть, то время, что определенный монастырь действует. Прошения о вечных поминовениях не принимают в городских или сельских церквях, поскольку время служений там ограничено. А вот монахи имеют возможность возносить мольбы Господу практически круглые сутки.
Нужно ли молиться о почивших дома?
В современном мире этот вопрос – самый актуальный. Традиционно принято иметь в доме «Красный угол» с образами, свечами и прочими атрибутами. Так же принято и молиться ежедневно, традиционно это делают перед сном.
Разумеется, мольбы подразумевают и упоминание покойных близких. Считается особенно важным молить Господа о милости к душе усопшего в первые сорок дней после его кончины.
Однако в современном мире набожность людей сосредоточена внутри их сердец. Мало кто имеет в доме религиозные обрядовые атрибуты и читает вслух молитвы перед сном. Особенно это касается России, в которой в течение долгого срока царило безбожие. Речь о годах советской власти и насильственном воспитании людей в атеизме. Понятие и роль религии заменила партия, воспитание в христианских ценностях – общественные детские организации.
Поэтому не нужно ставить иконы и молиться вслух, если нет внутренней потребности это делать. В молитве об усопших важна искренность, а не «копирование шаблона». Достаточно прийти в храм и помолится у образа про себя, прося милости для умершего близкого. Такая мольба будет честной, и ее обязательно услышит Господь.