Кино про космос: фантастика, приключения, фэнтези, ужасы

Тема космоса в литературе и искусстве появилась задолго до того, как человечество вышло за пределы земной атмосферы. В космос летали и барон Мюнхгаузен, и Сирано де Бержерак, и герои Жюля Верна. Еще в глубокой древности люди населили Луну разумными селенитами. Про селенитов писал Плутарх, предполагая, что:

...они телосложения не тучного и способны питаться, чем приходится...

Кино про космос появилось практически одновременно с появлением кинематографа.

"Аэлита"

В 1902 г. появился четырнадцатиминутный фильм по книге Жюля Верна "Путешествие на Луну". И уже тогда были применены "спецэффекты" в виде анимации.

В 1924 г. вышел на экраны фильм Якова Протазанова по роману А. Н. Толстого "Аэлита". Земляне отправляются на Марс с целью освободить угнетаемых рабов. Роль марсианской королевы Аэлиты исполнила Юлия Солнцева, знаменитая актриса и режиссер, супруга Александра Довженко, а роль марсианского хранителя энергии Гора исполнил Юрий Завадский, будущий режиссер театра им. Моссовета. В это время советская Россия еще только приходила в себя после Гражданской войны. Однако борьба за освобождение "замороженных рабов" была воспринята с большим интересом. Фильм вошел в историю как российского, так и мирового кинематографа. Это была первая полнометражная кино-фантастика про инопланетян и космос. Создатель систем управления космическими аппаратами, советский ученый и конструктор Борис Черток говорил, что именно просмотр фильма "Аэлита" побудил его заняться радиотехникой.

Во время Второй мировой войны художественное кино про космос практически не снималось. Голливудские мультфильмы про Супермена носили чисто пропагандистский характер. Супермен боролся с чудовищами и с империалистической Японией.

Про космос в кино рассказывается во всех кинематографических жанрах: это и фантастика, и приключения, и фэнтези, и ужасы.

"Планета бурь"

В пятидесятые и шестидесятые годы Советский Союз был вдохновлен космическими исследованиями. Запуск первого спутника, первый человек в космосе! И конечно, появлялось и российское кино про космос.

В 1961 году вышел советский фильм "Планета бурь", созданный по роману писателя-фантаста Александра Казанцева. В фильме рассказывается о полете советско-американской экспедиции на планету Венера. На Венере, заселенной огромными ящерами, экспедиция преодолевает многочисленные трудности, и советские исследователи выручают американцев. В фильме были применены спецэффекты и комбинированные съемки, которые поражали воображение, учитывая более чем скромную техническую оснащенность. Стэнли Кубрик и Джордж Лукас говорили, что если бы не было этого фильма, то не состоялась бы ни "Космическая одиссея", ни "Звездные войны".

"Космическая одиссея" 2001 года

Фильм вышел в прокат в 1968 г. В основу его лег рассказ Артура Кларка "Часовой". Кларк вместе со Стэнли Кубриком работал над сценарием, а впоследствии написал роман с таким же названием. Роман появился уже после выходы фильма. Фабула фильма построена вокруг неких артефактов (монолитов), которые обладают фантастическими свойствами и влияют на человеческую историю. По сигналу, исходящему от монолита, с Луны и отправляется Дейв Боумен. Экипаж корабля об истинной цели экспедиции не знал.

"Космическая одиссея" – это не просто интересное кино про космос. Это попытка осмыслить, какое место человек занимает во Вселенной, какое будущее ожидает человека как индивидуума, как носителя разума. Может ли человек оставаться человеком, когда происходит нечто непонятное, пугающее, непознаваемое?

Очень тщательно в фильме были выполнены декорации. Космические корабли создавались совместно с экспертами НАСА. Режиссер использовал специальную технику для создания спецэффектов.

Кубрика даже обвиняли, что сцены на Луне он снимал для фальсификации высадки на Луну американских астронавтов.

Институт американского кино назвал этот фильм лучшим научно-фантастическим фильмом в истории Голливуда.

"Звездные войны"

Киноэпопея "Звездные войны" стала культовым фильмом для нескольких поколений. Джордж Лукас создал целый мир со своей культурой, политикой, традициями. Первый фильм эпопеи "Новая надежда" (эпизод IV) вышел в 1977 г.

На начало 2018 г. снято уже 8 фильмов. История снималась этапами. Сначала были сняты эпизоды IV-VI, потом предшествующие события в эпизодах I-III. Третий этап создания сейчас в производстве.

В фильме действие происходит почти на 40 планетах.

Это кино (фэнтези) про космос вызвало к жизни целую фан-культуру. По мотивам фильмов создавались ролевые реконструкции, организовывались клубы поклонников. Возникла целая индустрия по выпуску аксессуаров, костюмов героев звездных войн, а выражение "темная и светлая стороны силы" прижилось во многих языках, наравне со словом "джедай".

"Солярис"

Андрей Тарковский в 1972 г снял фильм "Солярис". Это удивительная драма по роману Станислава Лема. Многие считают, что это лучшее российское кино про космос. Про попытки понять чужой разум и справиться с собственными комплексами, которые способны убивать, рассказывается в фильме. Разумный океан Солярис извлекает из разума героев тревожащие чувства и создает их материальное воплощение.

Андрей Тарковский говорил, что это фильм о том, что проникновение в тайны природы должно находиться в прямой связи с прогрессом нравственным. Станислав Лем не принял такую трактовку своего произведения и негативно отозвался о фильме Тарковского.

Фильм "Солярис" был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля в 1972 г.

"В космосе никто не услышит твоего крика"

Это цитата из фильма Ридли Скотта "Чужой", который был снят в 1979 году. Это настоящий космический триллер, рассказывающий про инопланетного монстра, который уничтожает экипаж космического корабля. Это лучшее кино про космос, фантастика, ужасы. Монстр (ксеноморф) – настоящий хищник, готовый убивать иные незнакомые формы жизни, которые могут представлять угрозу его существованию. Жизненный цикл Чужого напоминает стадии насекомого паразита, личинка которого – грудолом - убивает того, в кого внедряется и развивается.

Впоследствии Ридли Скотт снял еще шесть серий про Чужого, которые смотрятся на одном дыхании. Фильм "Чужой" стал лауреатом премии "Оскар" за лучшие визуальные эффекты. Любители триллеров считают, что это лучшее кино (фантастика) про инопланетян и космос.

В 2015 г. Ридли Скотт создал фильм "Марсианин". Мэтт Деймон сыграл главную роль Марка Уотни, который из-за песчаной бури остался на Марсе абсолютно один. Это может показаться парадоксом, но фильм, снятый по повести Энди Вейера, поражает своим реализмом. Каждое действие Уотни имеет под собой естественно-научное обоснование. Все происходит без нарушения законов природы и известных физических законов. При этом обаяние главного героя заставляет переживать за его судьбу.

"Время первых"

Фильм вышел в прокат в 2017 г. Он посвящен первому выходу человека в открытый космос. Режиссер фильма – Дмитрий Киселев. Евгений Миронов играет космонавта Алексея Леонова, а Константин Хабенский – космонавта Павла Беляева. Консультантом фильма выступил сам Алексей Леонов. События полувековой давности не перестают удивлять. В спешке подготовленный запуск мог закончиться катастрофой. У Леонова раздуло скафандр, а Беляев из-за отказа автоматики вынужден был сажать корабль вручную. Это очень интересное кино про космос, основанное на реальных событиях.

"Салют-7"

В 1985 г. советская космическая станция "Салют-7" перестала выходить на связь, и было принято решение направить туда срочно экипаж, чтобы станция не сошла с орбиты, а самое главное, чтобы секретные разработки не попали в руки американцев. Таково начало фильма "Салют-7", режиссера Клима Шипенко. Главные роли в фильме исполняют Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. В фильме рассказывается, что космонавты Джанибеков и Савиных в то время совершили практически невозможное. Это до сих пор не повторил еще никто.

Фильм "Салют-7" был продемонстрирован на космодроме "Байконур", и был хорошо воспринят специалистами.

Оптимизм и пессимизм фильмов о космосе

Количество фильмов, в которых поднимается тема космоса, космических путешествий, контактов с инопланетянами, очень велико. Но в целом их можно разделить на две категории: оптимистические и пессимистические. В оптимистических фильмах герои преодолевают трудности, встречаются с неизведанным, даже гибнут. Сюжет может быть сколь угодно невероятным. Но в целом победа остается на стороне человечества, и будущее обещает быть прекрасным. Например, в фильме "Армагеддон" герой Брюса Уиллиса погибает, но Земля будет спасена. Или в фильме "Аватар" прекращается хищническое уничтожение планеты Пандора, и герои находят контакт с биологической цивилизацией. В пессимистических фильмах герои терпят поражение, и светлого будущего не предвидится. К таким фильмам можно отнести "Трудно быть богом" Алексея Германа.

В фантастических фильмах о космосе естественно отражаются все проблемы, которые существуют у человечества. Это проблемы экологические, этические и проблемы взаимопонимания. Все вопросы, которые задает себе человечество, находят отражение в этих фильмах. К чему приведет развитие технологий, искусственного интеллекта? Контакт с инопланетянами, каким он будет – дружеским или враждебным? Возможны ли межзвездные перелеты? Как изменится человек при использовании новых биотехнологий? А поскольку вопросы эти не закончатся никогда, нас ждет постоянно интересное кино про путешествия в космосе.

Комментарии