Обобщение педагогического опыта и его оценка

Обобщение педагогического опыта требует выработки единого критерия оценки. Прежде всего нужно обозначить признаки, показывающие уровень квалификации, то есть то, каково преодоление воспитателем педагогических проблем и задач. Само собой, решение последних - менее растянутая во времени категория, способная принести быстрые и часто сиюминутные победы. Гораздо важнее и значительно труднее констатировать преодоление педагогических проблем, как-то: воспитание познавательных потребностей и формирование мотивации познания.

Обобщение передового педагогического опыта: признаки

Количественные и качественные показатели учебно-воспитательного процесса:

  1. Социальная адаптация, образованность - полные и прочные знания, их обобщённость, наличие умений и навыков по применению в новых условиях.
  2. Любознательность, познавательная активность, стремление к самостоятельности в учёбе.
  3. Воспитанность.
  4. Оптимальность и продолжительность функционирования педагогического опыта.
  5. Возможность использования опыта коллегами.
  6. Перспективность и научная обоснованность.

Обобщение педагогического опыта - поиск критерия истины

Результат практики либо подтверждает, либо опровергает методические нововведения, где на традиционной основе культивируется творческий поиск. Новаторство - не гарантия передового опыта. Массовое применение тех или иных методик тоже не слишком надёжный показатель: слишком часто за передовое выдаются псевдопедагогические приёмы.

Обобщение педагогического опыта требует от воспитателя:

1. Постоянно отслеживать научно-методическую литературу и составлять библиографию по основным вопросам.

2. Накапливать материалы по опыту работы: конспекты, планы, дидактические пособия, собственные наблюдения за развитием воспитанников.

3. Учитывать успехи и неудачи работающих по тематике, целесообразность при выборе темы.

4. Обобщение педагогического опыта воспитателя требует определения формы: статья это, доклад или систематизированные методические материалы.

5. Построение основания для выводов и практическая оценка опыта. Подбор приложений: карт, схем, таблиц и т. д.

Обобщение педагогического опыта требует от комиссии:

1. Изучение деятельности воспитателя, наблюдение за его работой, посещение занятий, развлекательных мероприятий.

2. Анализ качества знаний воспитанников, общего развития, уровень воспитания.

3. Соответствие обобщаемого опыта критериям оценки.

4. Обсуждение опыта на педагогическом совете, на заседании методического объединения, вынесение решения.

5. Обобщение педагогического опыта и распространение его посредством открытых занятий, семинаров, совещаний, организация наглядных пособий по передаче опыта коллегам.

6. Оформление материалов для методического кабинета.

7. Документальное оформление: педагогическая характеристика воспитателя, фамилия, имя, отчество, образование (какое, где, когда), педстаж, награды, особенности личности, кратко о педагогических успехах, общественное лицо специалиста, рекомендации для распространения опыта. Конспекты и планы занятий, фотозаписи, анализ (выписки из тетради посещений), план самообразования, доклад на методическую тему.

Комментарии