Винтовка Маузера – аргумент немецкой внешней политики
Магазинная винтовка Маузера образца 1888-го года стала наглядной иллюстрацией известной аксиомы, гласящей о том, что война является прямым продолжением политики, только несколько иными средствами. Разработка новейших типов вооружения одной страной моментально вызывает поиск адекватного ответа ее потенциальными противниками. Принятие Францией на вооружение в 1886-м году восьмимиллиметровой винтовки Лебеля вынудило Германию перевооружать и свою армию новейшим образцом стрелкового оружия, созданного фирмой Пауля Маузера. Новая разработка превосходила свой французский аналог по боевым и служебно-эксплуатационным характеристикам.
«Маузер» - винтовка, ставшая самым массовым и эффективным стрелковым вооружением немецких пехотинцев Первой мировой и почти на полувековой период занявшая достойное место в структуре германского вооружения. Образец 1888-го года послужил также основой множества последующих моделей (и не только в Германии). Эта винтовка Маузера была оснащена затвором, конструкция которого остается неизменной до сих пор. Однако изначально он сочетался с устаревшим восьмимиллиметровым патроном.
Ввиду новых, более высоких технических и тактических требований после серии полевых испытаний на вооружение немецкой армии приняли новые 7,92-миллиметровые патроны, имевшие более совершенный пороховой заряд и пулю. Винтовка Маузера, несколько модифицированная под новый вид боеприпасов, получила название «Gewehr 1898». Данный образец стал одним из наиболее удачных, эффективных и распространенных типов стрелкового вооружения в своем классе.
Даже в более поздних моделях множество конструкционных решений было позаимствовано из этой, ставшей классикой, винтовки. Хоть она была несколько длинноватой, но зато отлично сбалансированной и преимущественно прекрасного качества.
Ближе к середине войны на передовую начали поступать экземпляры достаточно грубого исполнения. Однако изготовленная в нормальных условиях и по соответствующим технологическим нормам винтовка Маузера была очень надежным и даже изящным оружием. Она имела великолепно выполненные деревянные ложе и шейку приклада, изготавливаемую в форме рукояти, что значительно облегчало ее удерживание и прицеливание при стрельбе.
Винтовка Маузера оснащалась достаточно сложным с точки зрения техничного исполнения прицельным устройством целиком скользящего типа, что требовало хорошей боевой подготовки стрелка, особенно при ведении огня на больших дистанциях. Однако более поздние модели имели несколько упрощенный прицел, который требовал гораздо меньших производственных затрат и позволял значительно сокращать время обучения бойца. Такое стрелковое оружие идеально подходило для ведения огня на средних дистанциях, что и требовалось в условиях позиционной «окопной» войны.
Конструкция затворного устройства на протяжении всей войны практически не претерпела существенных изменений. Только в передней его части добавили дополнительный боевой выступ, который обеспечивал более надежное запирание при использовании нового патрона повышенной мощности. Продольно-скользящий тип затвора не добавлял оружию плавности, но зато не создавал лишних проблем с выбросом гильзы. Что же касается магазина, то он в данной модели был неотъемным, пятизарядным.
Хотя винтовка образца 1898-го года производилась в основном для нужд Вермахта, она явилась отправной точкой для создания подобного оружия и в других странах. Например, Испания одной из первых использовала систему, изобретенную Маузером, и стрелковое оружие, которое выпускали на Пиренеях, только в мелочах отличалось от своего немецкого прототипа. Масштабы производства данной винтовки в Германии и Испании были настолько впечатляющими, что вскоре она распространилась по всему миру. Ее взяли на вооружение такие государства, как Бразилия, Коста-Рика, Аргентина, Боливия, Иран, Китай, Колумбия, Мексика, Чили и Швеция.
На протяжении более века система Маузера демонстрирует прекрасные показатели точности, прочности и надежности. До сих пор в кругах экспертов не утихают дебаты о том, уместно ли именовать винтовку Маузера 1898-го года лучшим стрелковым оружием своего времени. Но несмотря на многочисленные сомнения, предельно ясно только одно – в период Первой мировой она ежедневно безотказностью, неприхотливостью и надежностью доказывала свое боевое превосходство.
Некоторые модификации этого стрелкового оружия выпускались со специальными оптическими прицельными устройствами, чем с удовольствием пользовались немецкие снайперы. Более того, винтовка Маузера может претендовать на роль первого противотанкового оружия. Немецкие солдаты совершенно случайно обнаружили, что она иногда пробивала слабое бронирование тогдашних британских танков.