Кто первый принял христианство: догадки и гипотезы
Согласно догматам самой христианской церкви, первым народом, который принял христианство, были евреи. Как религия, оно зародилось в I веке на территории современного государства Израиль, которая в те времена являлись одной из провинций Западной Римской империи. К 4-му веку христианство распространилось на всю территорию империи, охватив собой большую часть современной Западной Европы, Средиземноморья и проникло в Закавказье. Если иметь в виду, кто принял первым христианство на уровне государственной религии, то это была Армения, где это произошло при царе Трдате III еще в 301 г. В качестве сопоставления – в Римской империи христианство получило статус государственной религии только в 382 году. Важнейшую историческую роль в принятии и распространении христианства в Армении сыграл Григорий Просветитель, который впоследствии и стал первосвященникам этой церкви – католикосом. В честь него неофициально Армянская апостольская церковь еще именуется в некоторых источниках как григорианская.
Если же вопрос стоит о том, кто первый принял христианство на русских землях, то тут единого мнения у историков не сложилось до сих пор. При исследовании этого вопроса, следует исходить из того, что среди германских и славянских народов эта религия начала распространяться особенно активно со времени ликвидации Римской империи. Потом, к XIII—XIV вв., она проникает к финнам и балтам.
Имеющиеся на сегодняшний день источники дают весьма противоречивые сведения о том, кто первый принял христианство, имея в виду персоналию исторического деятеля. Это очень важное уточнение, так как следует понимать, что проведение такого рода трансформаций в обществе, как принятие религии, тем более на уровне государственной, не могло произойти без организующей роли государства.
Традиционно датой принятия христианства на русских землях принято считать 988 год, когда киевским князем был Владимир. Некоторые исследователи называют другую дату – 990 год. Проблема еще осложняется и тем, что в самом вопросе содержится некоторая некорректность. Что понимать под заданным: «кто первый принял христианство»? Исторического деятеля, народ или группу народов, компактно проживающих на определенной территории…
Чтобы снять с рассмотрения два последних тезиса, можно с уверенностью утверждать, что процесс христианизации земель русского государства был длительным и очень сложным, иногда обратимым, процессом. Поэтому его надо исследовать применительно к истории каждого народа или народности, которые проживали в составе Древней Руси.
Актуальным, в вопросе кто первый принял христианство на Руси, безусловно, остается проблема персоналии.
Наиболее часто цитируемая «Повесть временных лет» гласит, что в 6496 году (а это именно и есть 988 год по новому летоисчислению), «…просветил возлюбивший ее Иисус Христос», а князем киевским в это время был Владимир Святославич. Принятие христианства классиками русской истории также трактуется по-разному. Они даже применяли различные термины для обозначения данного события, очевидно, каждый по-своему понимая его. Так, В.Н. Татищев в своих работах говорит о «крещении славян и Руси», а Н.М. Карамзин – о «крещении Руси». Поэтому сводимым подходом к ответу и может служить только подход, связанный с поиском достоверного исторического деятеля, при активном участии которого произошло это уникальное событие.
Довольно распространено мнение о том, что крещение следует связывать с фактом принятия христианства в Константинополе бабкой князя Владимира еще в 969 (или 957) году. Основанием служит упоминание о присутствии в свите Ольги некого Григория, по догадкам, христианского духовника княгини.
Еще более ранние даты и другие персоналии называются в связи с исследованием самой истории русской государственности. Так, западноевропейские и балтские хроники говорят о том, что христианство было принято после неудачных походов на Царьград (Константинополь) князей Аскольда и Дира, а происходило это за 100 с лишним лет до Владимира – в период между 842 и 867 годами. Кроме того, в списках-реестрах царьградских епископий конца 9 века уже имеются записи о Русской епархии, которая значится под 60 – 61 номерами, а эти реестры, как известно, заполнялись в строго хронологическом порядке.
Таким образом, на сегодняшний день вопрос, вынесенный в заголовок статьи имеет ответ лишь гипотетического характера.