Управление финансами в РФ: методы, инструменты и стратегии
Одним из важнейших факторов поддержания экономической стабильности в государстве является обеспечение эффективного управления финансовой системой. Исходя из данного тезиса следует, что управление финансами и финансовая политика представляют собой одну из функций государства в экономической сфере.
Управление в самом общем виде – это систематический процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (в данном случае государства) на объект (финансовую систему) с целью поддержания ее в необходимом заданном режиме функционирования или перевода в другой режим функционирования. В более широком понимании, в качестве объектов управления может рассматриваться вся совокупность финансовых отношений в государстве, которая детерминирована политическим и государственным строем, типом экономической системы и характером влияния на финансовую систему самих институтов государства.
Как и в любой стране, управление финансами в РФ предполагает создание необходимой инфраструктуры, конфигурация и состав которой определяются руководителями (для каждого из уровней управления – федерального, регионального, корпоративного и т.д.) соответствующего субъекта управления.
На уровне отдельно взятого предприятия создается специальный аппарат финансового управления, в состав которого входят представители директората, бухгалтерии и службы менеджмента. На уровне государства создается институт управления финансовой системой, который включает в себя специализированные органы управления, нормы, законы и правила функционирования системы, финансовые отношения, а также законодательно оговоренные виды и методы управления.
В соответствии с мировой практикой управление финансами в РФ имеет два вида: управление методами непосредственного влияния на финансовую политику и финансовые отношения и методами косвенного влияния.
К числу методов косвенного воздействия следует относить:
- антимонопольную политику и антимонопольное законодательство;
- формирование нормальной конкурентной среды на рынках страны;
- применение методов государственного регулирования бизнес-деятельности госмонополистов, особенно в сфере ценообразования;
- обеспечение гарантированной защиты субъектам хозяйствования в области расчетно-платежных операций;
- осуществление сбалансированной и предсказуемой таможенной политики;
- оказание содействия развитию рынков, особенно финансовому и рынку капиталов.
Прямое управление финансами в РФ осуществляется посредством:
- лицензирования определенных видов коммерческой и финансовой деятельности;
- использования ресурсов государственных монополий;
- проведения социальной политики;
- распределения льгот и преференций между отдельными категориями налогоплательщиков;
- санкционирования нарушений в области финансовых отношений.
В качестве основных инструментов управление финансами государства используются:
- Планирование – вид деятельности по оценке текущего состояния финансовой системы и определения перспектив ее развития.
- Контроль, который предполагает ознакомление с результатами финансовой деятельности субъектов хозяйствования, сопоставления данной информации с фактическими данными и определению мер по повышению эффективности финансовой деятельности.
- Оперативное управление, которое проводится для текущего своевременного воздействия на финансовую деятельность, и принятие неотложных решений по коррекции ее функционирования.
- Информационное обеспечение, выступающее аналитико-коммуникативным ресурсом, с помощью которого осуществляется синтез планирования, контроля и организации в единый системный процесс.
Цель, которую преследует управление финансами в РФ, состоит, прежде всего, в обеспечении необходимого баланса интересов государства и граждан в сфере финансово-экономических отношений, создании бездефицитного государственного бюджета и поддержании устойчивости валютного рынка страны и национальной валюты.
Все указанные положения образуют систему управления, которая реализуется на практике при помощи стратегического управления и оперативного управления. Первый из указанных видов, состоит в определении объемов финансовых ресурсов государства и подготовке долгосрочных программ их использования. Законодательно определено, что стратегическое управление проводится парламентом страны, администрацией президента и министерством финансов. Оперативное управление осуществляется конкретными органами финансовой инфраструктуры.