Практикум по русскому языку: что такое примыкание

Приступая в 8 классе к подробному изучению синтаксиса и пунктуации, учащиеся изучают тему «Примыкание». Усваивается она довольно легко, хотя некоторые моменты могут вызвать непонимание или затруднение.

Формулировка правила и трактовка темы

Объясняя, что такое примыкание, учитель опирается на знания учеников в области грамматики, морфологии, их умение различать и классифицировать части речи. При изучении темы «Связь слов в словосочетании» дети должны уяснить, что и согласование, и управление, и примыкание – это виды подчинения. Т.е. ни один из перечисленных типов связи не может возникнуть между подлежащим и сказуемым. Отношения между предикативными единицами всегда равноправны.

Объясняя, что такое примыкание, педагог учит школьников видеть структуру словосочетания, определять главное и зависимое слова, уметь задавать вопрос от одного к другому. Без подобных знаний ученики тему не усвоят, не приобретут практических навыков. Когда тонкости механизма анализа словосочетания будут предельно ясны, можно приступать к объяснению темы.

Что такое примыкание, лучше всего сначала показать на прозрачных примерах, из которых ясно видно, где главное, а где зависимое слова. Восьмиклассники разберутся, почему второе не изменяется при изменении грамматических форм первого: читать сидя - читали сидя - читаю сидя, бормотать чуть слышно - бормочет чуть слышно - бормотали чуть слышно, умение делать - умения делать, играть лучше, яйцо всмятку и др. Учащиеся должны уяснить, что при примыкании зависимое слово является, как правило, неизменяемой частью речи. Оно не склоняется, не спрягается, а просто связывается с главным по смыслу. Именно в этом и заключается суть того, что такое примыкание, почему данный тип связи так назван.

Закрепляя тему, учитель должен обратить внимание школьников на то, что зависимыми словами, как правило, выступают наречия, деепричастия, инфинитив, прилагательное в сравнительной степени. Иногда такую роль могут играть местоимения из разряда притяжательных, в форме 3-го лица. Примыкание в русском языке, кроме смысловой связи, выражается через порядок слов и интонацию.

Сложности разбора и анализа

На уроке, посвящённом закреплению, нужно обязательно рассмотреть сложные случаи, которые могут вызвать затруднения или непонимание темы. Это происходит, если ученикам попадаются в примерах такие наречия, которые образованы от существительных, а потому их сложно отличить от субстантива. Примыкание в словосочетаниях подобного типа похоже на управление. Учащиеся могут не отличить одно от другого: уехать летом – восторгаться летом. Как видим, в первом словосочетании тип связи – примыкание, во втором – управление. Критерием правильности служит выяснение, к какой части речи относится зависимое слово.

В первом случае «летом» – наречие, во втором – существительное. Т.е. в спорной ситуации определяем частеречную принадлежность сомнительного слова. Затем к нему задаётся смысловой вопрос. В данном случае это «когда?» и «чем?». Вопросы подтвердили справедливость наших суждений.

Таким образом, развивая чуткое отношение к слову, внимание к его грамматической структуре, учитель способствует лучшему усвоению изучаемых тем и повышению интереса к своему предмету.

Комментарии