Практикум по русскому языку: что такое примыкание
Приступая в 8 классе к подробному изучению синтаксиса и пунктуации, учащиеся изучают тему «Примыкание». Усваивается она довольно легко, хотя некоторые моменты могут вызвать непонимание или затруднение.
Формулировка правила и трактовка темы
Объясняя, что такое примыкание, педагог учит школьников видеть структуру словосочетания, определять главное и зависимое слова, уметь задавать вопрос от одного к другому. Без подобных знаний ученики тему не усвоят, не приобретут практических навыков. Когда тонкости механизма анализа словосочетания будут предельно ясны, можно приступать к объяснению темы.
Что такое примыкание, лучше всего сначала показать на прозрачных примерах, из которых ясно видно, где главное, а где зависимое слова. Восьмиклассники разберутся, почему второе не изменяется при изменении грамматических форм первого: читать сидя - читали сидя - читаю сидя, бормотать чуть слышно - бормочет чуть слышно - бормотали чуть слышно, умение делать - умения делать, играть лучше, яйцо всмятку и др. Учащиеся должны уяснить, что при примыкании зависимое слово является, как правило, неизменяемой частью речи. Оно не склоняется, не спрягается, а просто связывается с главным по смыслу. Именно в этом и заключается суть того, что такое примыкание, почему данный тип связи так назван.
Сложности разбора и анализа
На уроке, посвящённом закреплению, нужно обязательно рассмотреть сложные случаи, которые могут вызвать затруднения или непонимание темы. Это происходит, если ученикам попадаются в примерах такие наречия, которые образованы от существительных, а потому их сложно отличить от субстантива. Примыкание в словосочетаниях подобного типа похоже на управление. Учащиеся могут не отличить одно от другого: уехать летом – восторгаться летом. Как видим, в первом словосочетании тип связи – примыкание, во втором – управление. Критерием правильности служит выяснение, к какой части речи относится зависимое слово.
Таким образом, развивая чуткое отношение к слову, внимание к его грамматической структуре, учитель способствует лучшему усвоению изучаемых тем и повышению интереса к своему предмету.