Маугли в реальной жизни: почему дети, воспитанные обезьянами, могут стать людьми, а дети, воспитанные волками, - нет
Каждый из нас помнит сказку о Маугли — мальчике, которого растили волки, и который, повзрослев, успешно наладил общение с людьми. В основе этой сказки лежит подлинная история, которая не столь радужна. В 1867 году в индийских джунглях охотники наткнулись на дикого мальчика около шести лет, который обитал среди волков. Он вел себя точно как волчонок, ел сырое мясо и передвигался на четвереньках. К сожалению, труды специалистов не помогли сделать из него полноценного члена общества, он оказался не способным к реальной, самостоятельной жизни.
Другие примеры, которые иллюстрируют "феномен Маугли"
Истории о детях, воспитанных волками, наиболее распространены и давно обросли как фантастическими, так и подлинными элементами. Один из самых известных примеров — инцидент с так называемыми "детьми волчиц" в Индии в начале XX века. Эти дети демонстрировали повадки и поведение, во многом схожие с повадками животных: хождение на четвереньках, внезапные всплески агрессии и даже специфическая манера выть. При их реабилитации возникало множество трудностей, так как необходимо было заново учить их базовым человеческим навыкам: речи, социализации, использованию предметов быта.
Воспитание детей обезьянами
Другие примеры, такие как случаи детей, найденных в окружении обезьян, показывают, что ребенок может адаптироваться к совершенно иной форме социальной структуры. Обезьяны, обладая развитой системой коммуникации и иерархией, могли частично перенимать человеческого детеныша в свои группы, обучая его элементарным навыкам выживания в джунглях. Подобные случаи также указывают на способность детей подражать окружающим, что является важным аспектом их выживания и развития в экстремальных условиях.
Естественно, у этих детей сохранялось множество первобытных инстинктов, однако спустя несколько лет реабилитации они были способны жить в обществе людей более или менее нормально. Конечно, их усердно обучали самым простым навыкам, но они осваивали их быстрее и гораздо лучше, чем "волчата".
Некоторые из этих детей смогли полностью интегрироваться в обычную человеческую жизнь, в то время как другие освоили лишь часть навыков: научились говорить, ходить на двух ногах и выполнять основные действия, такие как еда ложкой, ношение одежды, сон в кровати, гигиенические процедуры и так далее.
Как ученые объясняют такой феномен
Дети, оказавшиеся в ситуации выживания среди волков, погружаются в среду, где главной ценностью является первобытное инстинктивное поведение. Волки, как общество, не предполагают наличия сложных коммуникативных моделей, которые можно было бы перенять и адаптировать для последующей социализации в человеческой среде. Единственная цель жизни в стае — выживание и следование строгой иерархии, где взаимодействие ограничено определенными жестами и сигналами. Это накладывает ограничения на развитие когнитивных и социально-эмоциональных навыков у детей-«маугли», препятствуя их будущей интеграции в человеческое общество.
С другой стороны, обезьяны, в частности более развитые виды, такие как шимпанзе или гориллы, обладают более сложными структурами общения, которые могут быть поняты и к которым можно адаптироваться. Они используют широкий спектр жестов, мимики и звуков для взаимодействия друг с другом, а также проявляют эмпатию и альтруизм, что способствует развитию у ребенка более сложных моделей поведения и понимания социальных норм. Дети, которые проводят с обезьянами значительное время, имеют возможность наблюдать и эпохально учиться, подвергаться разнообразным социальным взаимодействиям, которые могут быть переносимы в человеческую культуру.
Заключение
Таким образом, разница в способности детей к последующей социализации после пребывания с волками или обезьянами связана прежде всего с разнообразием и сложностью моделей социального взаимодействия, присущих каждой из этих групп животных. Волки, несмотря на социальность своего образа жизни, не предоставляют такой насыщенной коммуникативной среды, как обезьяны, что и обуславливает более ограниченные перспективы для последующей человеческой социализации.