Пестряди и брани - что это такое и почему сибирские тканые холсты издавна ценились больше иноземных

Крестьянское ткачество в Сибири было неотъемлемой частью народного творчества. Разные сорты холстов выделывали повсеместно. Причем современниками отмечалось их высокое качество. К примеру, рубашечный холст был тонок, белоснежен, шероховат, ровен, плотен и мягок, словно шелк. В целом по прочности и добротности отечественные изделия намного превосходили материалы, привозимые из-за рубежа.

Пестряди

Ярким проявлением народного творчества мастериц-рукоделиц стало создание пестрядей и красивых узорных браней, отличающихся многообразными цветовыми рисунками. Пестрядь, вытканную из окрашенной хлопчатобумажной, пеньковой и льняной пряжи, использовали для изготовления фартуков, юбок и рубах. Крестьянки особенно ценили пестрядь в разноцветную клетку.

Богатые крестьяне даже делали из пестряди разноцветные половики и устилали ими дома весь свой пол. Крестьянам победнее приходилось использовать для этих целей изгребные половики, которые пряли из остатков льна.

Брани

Эти узорные скатерти отличались изяществом рисунка и яркими красками. Самыми нарядными были те брани, которые ткали разноцветными бумажными нитками на льняном утке. Рисунок в большинстве случаев получался геометрическим, а края скатертей украшали кистями. Среди излюбленных цветов народных мастеров были лиловый, желтый, зеленый, синий, красный и коричневый (все оттенки).

Для того чтобы выткать узорчатые брани, мастера подбирали сразу пять-шесть различных тонов. При этом они сочетали их так, что раздражающая глаз пестрота полностью отсутствовала. В большинстве случаев для узорного тканья использовали всего два-три красочных тона.

Рушники

Из Черниговской губернии переселенцы занесли в Сибирь рушники с яркими цветами и красными орлами. Основной орнамент дополняли изображения звезд, полос и четырехугольников. В узорах полотенец можно наблюдать традиционные украинские мотивы. Причем метод зашивания узором большей части предмета отлично прослеживается по всей сибирской территории, вплоть до самого Амура.

Сибирские ткачихи делали не только вышитые, но и стеновые полотенца. Данные рушники ткали из льна с шерстью, применяя технику закладного ткачества. На красно-кирпичном фоне мастера наносили искусной рукой узор из полос, заполняя их геометрическим орнаментом.

В крестьянской вышивке очень тонко и ярко проявилась вся художественная одаренность российского народа. Вышивка прочно вошла в обиход и придала общий стиль крестьянской одежде и убранству жилища.

Современное возрождение традиций

Рукоделие до сих пор не забыто. Его возрождают современные мастера. К примеру, Михед Елена Николаевна активно популяризирует ткачество на Слонимщине. Мастерица по вышивке и ткачеству пояса работает в Слонимском районном центре культуры, ремесел и народного творчества. Женщина освоила ткацкий станок и делает полотна с простейшим переплетением. У нее даже появился ученик — третьеклассник Никита. На ткацком станке мальчик уже соткал первые рядки. Завораживает и поражает, когда природный материал преображается в привычную всем бытовую вещь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы бы хотели что-нибудь соткать на станке?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.