Гоша из фильма "Москва слезам не верит": как неудачник, манипулятор и эгоист стал идеалом мужчины
39 лет назад, 11 февраля 1980-го, состоялась телевизионная премьера фильма "Москва слезам не верит". В том же году кинолента стала лидером проката. В чем успех мелодрамы Владимира Меньшова? Прежде всего в простой и бесспорной истине, которую постигает главная героиня - "В 40 лет жизнь только начинается". Понимает она это после встречи с Георгием - простой советский слесарь в глазах Катерины Тихомировой представляется идеалом мужчины. Таким он показался и миллионам зрительниц. Но если абстрагироваться от талантливой игры Алексея Баталова, становится понятно: Гоша далеко не "принц на белом коне".
Для того чтоб оценить труд Меньшова и талант Баталова, стоит прочитать первоначальный вариант сценария Валентина Черных. Актер создал незабываемый кинообраз (Алексей Владимирович это умел). Режиссер же внес в "Дважды солгавшую" более ста правок. В первоначальном варианте Георгий не так уж и приятен, впрочем, и в фильме он далек от идеала. Итак, каковы главные черты слесаря с большой буквы "С"?
Бесцеремонность
"Ты уже знакомишься в общественном транспорте?" - удивленно спросит Александра свою мать, когда за Гогой закроется дверь. И ее удивление оправдано. Серьезная женщина, занимающая высокую должность, и вдруг вступает в диалог с сомнительным пассажиром из электрички. Вдвойне это кажется странным, учитывая бесцеремонность Гоши.
Он садится напротив, пристально смотрит на Катерину. Затем цепляется с разговорами, причем делает это довольно нетактично. Чего только стоят рассуждения об оценивающем взгляде, который присущ начальникам, милиционерам и незамужним женщинам. А после Гоша переходит на "ты". Несмотря на то, что Катерина вовсе не проявляет к нему интереса.
Эгоист
У Катерины, по его словам, оценивающий взгляд. В действительности же, оценивает он. Гоша пристально смотрит на нее в электричке, навязывает свое общение, а затем и вовсе начинает преследовать (многочасовые ожидания у дома на следующий день после знакомства). Ему и в голову не приходит, что у этой женщины может быть своя жизнь, в которой ему, "слесарю с золотыми руками", места нет. Он слишком эгоистичен, чтоб сомневаться в себе.
Георгий - мужчина бесцеремонный и напористый. Появляется внезапно, исчезает, когда ему заблагорассудится. В выходной день он является к ней домой и практически силой тащит на пикник. И здесь начинается настоящее шоу.
Манипулятор
Друзья Гоши разыгрывают спектакль - поют "имениннику" дифирамбы, рассказывая о его редких человеческих и профессиональных качествах.
Позже Катерина узнает, что шоу это поставлено по сценарию ее нового знакомого, а день рождения у него нескоро. Но поздно. Она уже в плену сомнительного обаяния мужчины, который много говорит о себе, но при этом не называет ни фамилии, ни адреса. Истинный манипулятор.
Георгий - человек лживый, прекрасно освоивший искусство обольщения. А еще он неудачник.
Завистник
Герой Баталова предстает перед зрителями скромным мужчиной, но, глядя на него, зрительницы понимают - не в деньгах и не в социальном статусе счастье. Гоша куда надежнее бывшего возлюбленного Катерины, роль которого исполнил Олег Табаков. Но опять же, все дело в актерском таланте и режиссерских правках. Черных изобразил Гошу человеком очень завистливым, что подтверждает множество сцен, в том числе и сцена на пикнике.
Александра спрашивает у Гоши об одном из его друзей: "Он талантливый ученый?" А тот отвечает: "Не очень". Когда же дочь Катерины отмечает: "Он же защитил кандидатскую...", Гога небрежно бросает: "Кандидатские все пишут". Эти слова не лишены зависти. Гоша, как все неудачники, с пренебрежением относится к заслугам других людей.
На шашлыках Катерина узнает о профессиональных достижениях Гоши. Сам же он не интересуется ее работой. А когда узнает, что она директор крупного предприятия, смертельно обижается и уходит в ночь. Что же его так задело? Ложь? Отнюдь. Георгий был уверен, что Катерина всего лишь мастер, а она оказалась целым директором, что ему, как человеку крайне завистливому, пережить очень сложно.
Нарцисс
Гоша исчезает. И только тогда Катерина понимает, что даже не знает фамилии своего возлюбленного. Она созывает подруг и те начинают "расследование", которое, как мы помним, завершается возвращением блудного слесаря. И здесь стоит отметить еще один нюанс. Обиженный Гоша в заключительной сцене является перед Катериной в костюме, а прежде одевался куда скромнее. Неудивительно. Ведь теперь он, как оказалось, любимый мужчина директрисы завода...
Советский слесарь со взглядом русского декабриста
Несмотря на все эти видимые недостатки, Гоша нам кажется идеальным мужчиной. Он честен, независим, благороден. Он защищает Александру и ее парня от хулиганов, заботится о Катерине и в конце концов прощает ей ее силу.
Возможно, ни одному из советских актеров не удалось создать столь пленительный образ, имея такой скудный материал. Только Алексею Баталову. Актеру, который до 1979 года непревзойденно сыграл солдата в "Летят журавли", декабриста Трубецкого в "Звезде пленительного счастья" и еще множество ярких ролей, несложно было превратить неудачника, манипулятора и завистника в советского "принца на белом коне".