Нетипичная фантастика, нехватка масштабности и запутанное просвещение: каким получилась военная драма “Блиндаж”

Этой весной в российском кинопрокате состоялась премьера военно-фантастического фильма «Блиндаж». Его снял режиссер Марк Горобец, известный, например, по «Желтому глазу тигра», «Тени за спиной». Сценарист — Илья Куликов, написавший сценарии к «Перевалу Дятлова», «Карпову» и «Глухарю». Художественный руководитель — Владимир Мединский, возглавляющий РВИО.

Главная роль — Сергея — досталась Александру Метелкину, участвовавшему в таких проектах, как «Тур с Иванушками», «Летучий корабль», «Красный 5». Вторая главная роль — Пауля — у Даниэля Литтау, немецкого актера, снимающегося в Европе и в США и имеющего русские корни. Те, кто уже посмотрел картину, отметив важность военно-патриотической темы, сильную компьютерную графику и «крутые» спецэффекты, высказали массу замечаний.

Дружба русского и немца

По сюжету Сергей является врачом на скорой помощи. А его лучший друг Пауль, немец, раньше занимался перегоном автомобилей из Германии в Россию. Так и случилось их знакомство. Теперь Пауль «черный копатель», отыскивая на полях былых сражений немецкие оружие, каски, награды, он реализует их за большие деньги коллекционерам.

Однажды на раскопках друзья нашли засыпанный блиндаж, в результате они перенеслись в 1941 год и воочию увидели войну, встретившись лицом к лицу с солдатами, имена которых еще недавно видели на могилах. Осознавая, что каждый из них обречен, Сергей с Паулем принимают противоположные решения, меняющие их жизнь коренным образом.

Нетипичная фантастика

Тема путешествия во времени сегодня уже стала привычной для российского кинематографа. Из последних фильмов можно назвать, например, «Сто лет тому вперед», «Тьму» или «Время между нами». По мнению рецензентов, новинку на их фоне выделяет следующее.

Перемещение во времени в «Блиндаже» скорее выступает в качестве затравки, а также определяет героев во время ВОВ, которые являются спорными. Так, Сергей и Пауль, оказываясь по разные стороны баррикад, все же остаются друзьями. Но при этом акцент в основном делается не на людях, не на их проблемах, а на сражениях, которые порой весьма затяжные.

Однако ряд идей, главных для предыдущих военно-фантастических картин, в «Блиндаже» все же скопирован. Например, в фильме «Мы из будущего» телепортация также происходит через блиндаж, а также там есть те же черные копатели.

При этом в ленте Марка Горобца как раз не чувствуется попадания в прошлое. Возникает ощущение, что герои перенеслись в параллельную вселенную. В ней не наблюдается ни характерных знамен, ни мотивирующих коммунистических плакатов, ни определенных идеологических проявлений в целом.

И это удивляет, поскольку лента продвигалась как релиз именно ко Дню победы, ассоциирующемуся именно с такой атрибутикой.

Запутанное просвещение

Место действия картины — Донецкая республика, окрестности Саур-Могилы. Там находится памятник, который посвящен подвигу воинов, участвующих в боях в этом районе в 1941 году. В 2014, подвергшись обстрелам ВСУ, он был разрушен. Затем он был восстановлен силами Минобороны РФ и ВИОР. В 2022 году, в сентябре, был торжественно открыт новый мемориальный комплекс.

На этапе получения финансирования картина «Блиндаж» продвигалась как военно-историческая, посвященная боям в районе Саур-Могилы. Между тем у критиков вызывает большое сомнение, что историко-просветительская задача была выполнена создателями ленты.

Во-первых, зрителям не сообщается, что события происходят в ДНР. Хотя одна сцена, снятая у Саур-Могилы, и присутствует, но мало кому из зрителей понятно, что это за место. Ведь в культурном пространстве современной России этот памятник не освящался и не является узнаваемым для аудитории младше тридцати лет.

И здесь кинематографисты как раз и должны были дать представление о месте нахождения и значении этого объекта. Но они не озаботились этим, не дав даже ни одного поясняющего титра.

Нехватка масштабности

Как отмечают рецензенты, указанный промах является частью общей проблемы «Блиндажа». В картине совсем не понятно, кто и за что сражается конкретно. Например, в ленте «Подольские курсанты» ясно объяснено, что перед советскими солдатами стоит задача всеми силами защищать подходы к столице.

Такая же ситуация и в фильме «28 панфиловцев». В «Брестской крепости» авторы также дают понять, что этот объект является одним из первых рубежей обороны для Советов, на который и нацелена атака германских сил.

Что же касается «Блиндажа», то в нем идет сражение за… блиндаж, которое никак к историческому контексту не привязано. Точно таким же образом можно было показать битву на любом из участков фронта 1941 года. При этом масштабность картины также отсутствует, нет различных мест столкновений и боевых ситуаций.

В отличие от тех же «Подольских курсантов». При этом бюджет обеих картин сравним — 426 и 420 миллионов рублей соответственно. Следовательно, эта военно-фантастическая драма свой потенциал не оправдала и задачу по освещению исторических событий полностью провалила.

Плюсы подчеркивают минусы

При этом критики отмечают и сильные стороны ленты, касающиеся технического плана, который является весьма зрелищным. У фильма удачный цветокор, придающий ему стильности. Появление компьютерной графики и практических спецэффектов производит сильное впечатление.

Но старания специалистов сводит на нет неудачный монтаж, порой рваный и бессвязный. И это размывает понимание происходящего у зрителей. Взрывы происходят непонятно откуда, а солдаты стреляют как будто в пустоту, события не имеют предпосылок. Хотя этими недостатками эффектные технические детали ленты и не сводятся на нет, они значительно обесцениваются.

Что говорят заступники фильма

Есть и аналитики, выступающие в защиту фильма «Блиндаж». Они пишут, что молодежь во многом посещает киносеансы из-за зрелищности и получения эмоций, а этого у картины не отнять. Оператору Андрею Гуркину удалось показать напряженные кадры, захватывающие дух. Плюсом является и появление свежих лиц.

Хорошо и то, что «Блиндаж» лишен тех клише, которые характерны для многих фильмов о ВОВ последнего времени, когда рядом с командиром-героем находится красавица-санитарка или медсестра, в которую он влюбляется, плохой политрук или особист и безликая масса солдат.

Комментарии