Великая любовь или холодный расчет? Реальная история "графа" Резанова и Кончиты из "Юноны и Авось"
Перефразируя Шекспира, можно сказать так: «Нет повести печальнее на свете, чем повести об искренней любви пятнадцатилетней девочки Кончиты и 42-летнего мореплавателя из России графа Резанова». И в этом убеждены практически все россияне с того момента, как на сцене «Ленкома» появилась новая рок-опера – «Юнона и Авось». С этого дня (дебютное представление было показано в 1981 году) прошло почти четыре десятилетия. Но оказывается, что на самом деле все было совсем по-другому…
Не было графа?
Конечно же, Николай Петрович Резанов (день его рождения - 28 марта по старому стилю) был. Имели место и его дворянские корни. Но вот графа не было. Равно как и не существовало сумасшедшей любви между русским мореплавателем и испанской красавицей Кончитой. Так уж случилось, что Николай Петрович любил абсолютно другую женщину. А эту юную барышню он просто пожалел. Уже перед смертью он признался в этом деянии министру коммерции Румянцеву, с которыми приятельствовал. Он писал, что его любовь похоронена в Невском, а этот случай – просто новая жертва во имя Отечества.
Настоящая любовь Резанова
В молодые годы Резанов служил при дворе Екатерины Второй в бытность ее императорства. Он был хорошо образован и говорил на пяти языках, к тому же, состоял в дальней родственной связи с поэтом Гавриилом Державиным. Но после отстранения родственника от близкого общения с царской особой, Николая Петровича послали в Иркутск, чтобы он сопровождал духовную миссию на Аляску.
Там и произошло его знакомство с семьей местного «Колумба» - Григория Шелехова. Этот человек на протяжении долгих лет старался проложить торговый путь и выстроить отношения с Аляской. У Григория была дочь – пятнадцатилетняя Анна. Именно она и стала объектом большой любви со стороны Резанова, который был старше ее на шестнадцать лет.
Несмотря на такую разницу в возрасте, отец не стал препятствовать молодым людям и согласился на брак. Анна и Николай сочетались браком в январе 1795 года и были счастливы на протяжении восьми лет. Не слишком богатый Резанов взял за невестой хорошее приданое, а Анна в результате брака получала дворянский титул.
Безутешный вдовец
За прошедшее со дня их свадьбы время (спустя всего полгода) ушел из жизни отец Анны. Бразды правления взял на себя Резанов. В этом супружестве родилось двое очаровательных детишек. Но на этом их счастье закончилось. После рождения младшей дочки – спустя всего двенадцать дней - Анна умерла от родовой горячки. На руках Резанова остались годовалый сына Петр и маленькая Оленька.
Николай Петрович потом вспоминал, что именно эти годы супружества дали ему все счастье жизни, он понял, что значит любить и быть любимым, наверное, для того, чтобы, потеряв все это, провести остаток дней только в воспоминаниях.
Вместо глуши – в кругосветное путешествие
Если прочесть стихи Вознесенского, то Резанов об Анне отзывается, как о чем-то второстепенном в своей жизни. А на самом деле он ее действительно очень любил и после ее безвременной кончины сильно горевал. Он пытался справиться со своим горем, но ему это не удалось.
Николай Петрович всерьез рассматривал идею удалиться от людей, уехать в какую-то глушь. Но осуществлению этого помешал император Александр I. Ему очень не хотелось отпускать Резанова в отставку, поэтому он назначает его послом в Японии для налаживания торговли.
Глава экспедиции
В это время Крузенштерн успел представить властям проект кругосветного плавания. В 1803 году на такое путешествие было дано согласие. Посольство Резанова император решил совместить с кругосветным путешествием. Руководителем экспедиции назначили не автора проекта (в том, что это был Иван Крузенштерн, до сих пор убеждены многие), а Резанова. Указом государя именно он становился «полным хозяйским лицом во время вояжа», то есть главой экспедиции.
В конце сентября 1804 года корабль «Надежда» пришвартовалось в бухте Нагасаки, где ему и пришлось стоять полгода. Японцы вели себя с русскими вежливо, выполняли все их капризы, но в гавань корабль не пускали. Резанову сойти на берег разрешили. Во дворце, который ему предоставили, он ждал ответа от японского императора, которому была отправлена грамота от русского царя и подарки.
Но император не обрадовался ни прибытию русского посольства, ни дарам. Он уверял, что японцам не нужно выезжать из своей страны или приглашать к себе кого-то. Подарки были возвращены. Возможно, они просто были неудачно подобраны.
После этого Резанов был освобожден от участия в первой русской кругосветной экспедиции. Его послали на остров Ситха, в Ново-Архангельское. Там дела обстояли очень плохо. Николай Петрович сумел добиться создания более благоприятных условия людям, жившим там.
Та самая красавица
Из-за конфликта между Николаем Петровичем и Иваном Федоровичем, а также голода, который царил в русских колониях Америки (их надо было проинспектировать Резанову), Резанов откололся от экспедиции и поехал в Калифорнию для налаживания торговых отношений с испанскими колониями.
Поскольку Калифорния тогда принадлежала Испании, которая была противницей России, то комендант Сан-Франциско и не должен был принимать у себя русских. Но Резанову это удалось. Всего за полтора месяца пребывания там он обаял губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу и коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо. Именно в это время и состоялось знакомство с дочкой коменданта местной крепости. Эту девушку звали Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо или просто - Кончита.
Любовь или расчет?
Эта девушка выделялась величественной осанкой, была прекрасна, с выразительными чертами лица. Природа подарила ей красивые кудрявые волосы, белые зубы, точеную фигурку.
Все окружающие были убеждены, что эта пара просто создана друг для друга. Настолько их отношения были красивы и романтичны.
Корабельный врач Георг Лангсдорф, который также был в этой экспедиции, писал, что такие женщины встречаются только в Италии или Испании, и то довольно редко. Именно благодаря его дневнику у потомков и возникли сомнения в том, а были ли в действительности такими горячими чувства между Кончитой и Резановым?
Георг писал, что можно, конечно, подумать о настоящей любви Николая Петровича, если бы не то, что этот холодный человек был весьма осмотрительным. Доктор допускал, что, возможно, у Резанова по отношению к девушке были только дипломатические виды. Можно предположить, что Лангсдорф ошибается. Но ведь в своих докладах в Россию Резанов не выглядел человеком, который потерял голову от любви.
Родители Кончиты были в ужасе: разные религии, впереди их ожидала разлука с дочерью, возможно, навсегда. Девушка, скорее всего, по-настоящему влюбилась в Резанова, в вот он писал своему свояку, что Кончита довольно милая, добра сердцем и любит его. Он не любит ее и плачет о том, что после смерти супруги больше никому нет места в его сердце. Эту тайну он просил сохранить навсегда.
«Я тебя никогда не увижу»…
Резанов настолько «приручил» Кончиту, что единственным ее желанием с этого момента было стать женой русского камергера. Он убедил ее, что только благодаря ей могут осуществиться все мечты.
После обручения жених покинул невесту, чтобы уехать в Петербург просить согласия на брак. Он посчитал, что на решение этого вопроса потребуется всего два года, Кончита обещала его ждать.
По пути домой в Охотске он решил ехать верхом – чтобы быстрей добраться до места назначения. Пробираясь через реку, несколько раз падал в воду, потому что лед был слишком тонким. Несколько ночей провел прямо на снегу. В итоге он очень сильно простудился и почти две недели пролежал в горячке.
Едва очнувшись, он опять не щадил себя. В один из морозных дней Николай Петрович потерял сознание и упал с лошади, ударившись при падении головой. Его смогли довезти до Красноярска, где в первый день весны 1807 года он умер. Ему было всего 42 года…
Кончита ждала его не 35 лет, а всего год. Каждый день выходила на мыс и, сидя на камнях, смотрела на океан. О смерти жениха она узнала в 1808-ом, когда родственник Резанова написал письмо ее брату. В нем было сказано, что девушка свободна от всех обязательств и вольна поступать со своей жизнью, как ей заблагорассудится.
Но сеньорита де Аргуэльо так и не вышла замуж. Она продолжала жить с родителями еще два десятилетия, занималась благотворительностью, учила грамоте местное население. Позже ушла в монастырь Святого Доминика, переехала в Монтеррей, где и ушла из жизни в конце декабря 1857 года. Своего любимого она пережила на пятьдесят лет.
Как бы ни приукрасили эту грустную историю в наши дни, мы знаем, любим и помним только одну «Юнону и Авось». И единственного Резанова, которого на протяжении многих лет играл Николай Караченцов.
Но Вы реально считаете, что 40-летний граф, всю жизнь являлся боевым офицером и потек от 16-илетней девицы? Возможно понравилась, возможно даже влюбился - но это однозначный расчёт.