Пассажир выиграл иск к перевозчику за моральный вред из-за опоздания автобуса (разбираемся в деталях)
Долгая дорога до Москвы
Наверное, каждому из нас приходилось иметь дело с опозданиями общественного транспорта. Как правило, люди воспринимают его в качестве неизбежного зла, стандартной житейской ситуации, которую изменить невозможно. Обычно дело ограничивается тем, что человек немного посетует на непунктуальность транспортных служб и вскоре забудет об этом. Однако из этого правила есть и исключения.
Так, например, Сергей Семенов (измененное имя) не стал мириться с неразберихой в автобусном расписании, подав на транспортную компанию судебный иск. Ситуация развивалась следующим образом. 2 августа, вечером, Владислав планировал отправиться в Воронеж. У него на руках был билет на поезд, отправлявшийся в 21:42 из Москвы.
Сам Семенов находился в городе Наро-Фоминске. В вечернее время он ожидал на остановке прибытия автобуса. Но, хотя тот и значился в расписании, в назначенное время не пришел. Следующий рейс также опаздывал. Тогда мужчине пришлось добираться до ближайшей станции на маршрутном такси, чтобы на электричке доехать до Москвы.
Подача судебного иска
В результате на поезд Сергей успел, но это стоило ему больших нервов. И конечно, он очень устал от беготни. Пассажир решил пожаловаться на транспортников, обратившись в суд за установлением справедливости, потребовав 5 тысяч рублей компенсации за нанесенный ему моральный ущерб.
В обоснование своих требований пассажир указал, что ему по вине перевозчика пришлось, чтобы не опоздать на поезд, бегать с чемоданом в руках, у него повысилось давление, разболелась голова. Боязнь опоздать на поезд заставила его волноваться, переживать, испытать физические и моральные страдания. При этом возможности обратиться за помощью к медикам у него не было, так как он рисковал опоздать на поезд.
Первая неудача
Согласно объяснениям компании "Мострансавто", которая не обеспечила своевременное прибытие автобусов, причиной тому в первом случае была болезнь водителя, а во втором - дорожные пробки.
Суд, рассматривавший дело по существу, решил, что у транспортной компании были объективные причины, из-за которых автобусы не прибыли по расписанию. В то же время истец заблаговременно прибыл к отправке поезда. То есть оснований для получения компенсации суд не усмотрел, отметив, что нарушение его прав Семенов не доказал.
Положительный результат
Однако настойчивый мужчина на этом не остановился. Проиграв дело во второй и третьей инстанциях, он дошел до Верховного суда. Ссылаясь на российское законодательство, регулирующее перевозки пассажиров, Судебная коллегия, рассматривающая гражданские дела, отметила следующее. Отмена рейсов или изменения в расписании не допускаются без предварительного согласования с соответствующими уполномоченными органами.
Если же возникают неблагоприятные дорожные условия, препятствующие выполнению рейса, то об этом необходимо своевременно сообщать уполномоченному органу и пассажирам.
В гражданском законодательстве РФ существует такое понятие, как "надлежащее оказание услуг". В данном случае речь идет о том, чтобы и пассажиры, и багаж были доставлены вовремя. Если же имеет место ненадлежащее оказание услуг, то перевозчик должен нести за это ответственность. Она установлена ГК РФ, о ней говорится и в Уставе автотранспорта.
Верховным судом было установлено, что компания "Мострансавто" своих обязательств не выполнила. При этом уважительных причин суду в свое оправдание она не представила. Потому что болезнь водителя не является обстоятельством ни чрезвычайным, ни непреодолимым.
По поводу доказательств нарушения прав, которые, по мнению судей трех предыдущих инстанций, не были представлены заявителем, ВС указал, что то бремя доказывания в гражданском процессе лежит на ответчике, а не на истце. А факт того, что Сергеев не опоздал на поезд, не имеет юридического значения.
В результате все решения, принятые нижестоящими судами, Верховным судом были отменены. Дело возвращено в первую инстанцию на пересмотр.