Что растет под арктическим льдом: группа ученых детально изучила масштабы и состав цветения фитопланктона Арктики

Группа ученых исследовала морскую экосистему Арктики и обнаружила, что фитопланктон под арктическим морским льдом разрастается с невероятной скоростью. Планктон — невероятно важная часть морской экосистемы, и он в последние годы ведет себя все более странно. Темпы его роста в Северном Ледовитом океане увеличились на 57% в период с 1998 по 2018 год.

Что такое планктон и почему он так важен?

Планктон — это очень широкая категория, которая включает в основном одноклеточные организмы, но также и животных, таких как криль и медузы. Есть также виды в морской экосистеме, которые на некоторых этапах своей жизни являются планктоном, а на других — нет. Например, рыбья икра или личинки морских звезд, которые перестают быть планктоном, когда вылупляются или вырастают достаточно большими, чтобы уйти от своего дрейфующего образа жизни.

Планктон, который должен питаться, чтобы выжить, называется зоопланктоном. А планктон, похожий на растения, который содержит хлорофилл и вырабатывает собственную энергию, — фитопланктоном. Посредством фотосинтеза они объединяют солнечную энергию с углекислым газом, взятым из атмосферы, и другими питательными веществами, чтобы расти и размножаться. Таким образом, фитопланктон, например водоросли, составляет основу пищевой цепи океана, и большое количество последних жизненно важно для здоровья любой экосистемы океана.

Массовое цветение фитопланктона — это серьезная проблема

Фитопланктон поедается зоопланктоном, который обычно поедает мелкая рыба, а ее, в свою очередь, съедают более крупные рыбы и млекопитающие и так далее. Таким образом, цветение фитопланктона в Северном Ледовитом океане может привести всю эту пищевую цепь в дисбаланс.

Первоначальное распространение фитопланктона в Арктике было признаком изменения климата. Арктика нагревается вдвое быстрее, чем остальная часть планеты, а таяние морского льда предоставило планктону больше открытой воды для роста в течение более длительного периода времени в течение года. По словам исследователей, потеря морского льда больше не является причиной роста планктона в Арктике. Этот процесс стал необратимым.

Нарушение пищевой цепи может привести к катастрофе

Здоровые пищевые сети зависят не только от количества еды. Например, способы взаимодействия видов и время этих взаимодействий могут иметь решающее значение, и ученые ранее задокументировали резкие сдвиги во время цветения арктического фитопланктона. Больше еды не значит лучше. Особенно если она появляется быстрее, чем другие члены экосистемы смогут ее съесть.

Еще в 2010 году исследование показало, что фитопланктон становится доступным на 50 дней раньше весной, чем должно быть по норме. Это проблема, потому что морская экосистема синхронизирована с началом сезона водорослей. Нарушения в этой хронологии могут полностью нарушить отношения между некоторыми видами, потенциально влияя на их способность есть, размножаться и выживать.

То, что происходит в Северном Ледовитом океане, является еще одним примером глобальных странностей — непонятных вещей, происходящих с нашей планетой в результате сжигания человечеством огромного количества ископаемого топлива. Своим густым «супом» фитопланктон сигнализирует о грядущих больших изменениях. Было бы разумно обратить внимание на это, пока не стало окончательно поздно.

А вы хотели бы поучаствовать в таком исследовании?