От влажности, растрескивания и пожелтения: оказывается, Боттичелли и да Винчи добавляли в краски яичные желтки

Команда немецких ученых из Технологического института Карлсруэ раскрыла секрет великих художников эпохи Возрождения, картины которых и по сей день поражают яркостью красок. Исследователи пришли к выводу, что цвет полотен не тускнеет на протяжении 500 лет благодаря одному компоненту. Им оказался яичный желток, который гениальные мастера добавляли в краску.

Новое исследование ученых

Ученые из Германии обнаружили, что итальянские мастера эпохи Возрождения, такие как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, добавляли в свои картины яичный желток.

Следы остатков протеина уже давно находили на старинных полотнах, и ранее считалось, что это просто некое загрязнение. Но исследование, проведенное учеными из Германии, установило: включение в состав красок яичного желтка не было случайным.

Волшебный ингредиент

По словам Офели Ранке, одного из членов команды, еще никто не изучал столь тщательно этот вопрос. Кроме того, слишком мало письменных источников, в которых затрагивалась бы любопытная тема.

Результаты многочисленных исследований говорят о том, что небольшое количество яичного желтка влияет на свойства краски. Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли добавляли его для того, чтобы не допустить потемнения цвета. Кроме того, яичный желток, разведенный в воде, помогал избежать растрескивания красок.

Любопытный эксперимент

Ученые провели эксперимент, создав смесь, состоящую из сухих пигментов и яичного желтка. Как оказалось, добавление последнего повлияло на качество красок. Благодаря густоте, они наносились на поверхность плотно, покрывая ее ровным слоем. Выяснилось, что добавление желтка способствовало тому, что на полотне по мере высыхания не появлялись трещинки.

А содержащиеся в этой части куриного яйца антиоксиданты, замедляющие реакцию между кислородом и маслом, смогли предотвратить изменение цвета краски при высыхании: она не темнела и не желтела.

Защита от излишней влажности

Исследователи обратили внимание, что традиционные масляные краски, которыми пользовались другие живописцы того времени, содержат только льняное масло в качестве связующего компонента плюс небольшое количество некоторых смол. Судя по всему, Боттичелли и да Винчи обладали техническими знаниями, которые позволили им правильно готовить пастообразный материал. Возможно, секрет изготовления устойчивых к растрескиванию и пожелтению красок передавался из поколения в поколение, но сегодня он утрачен.

Кроме того, в результате исследований стало известно, что яичная темпера смогла защитить слои краски от влажности: они сохнут дольше, что делает их более устойчивыми, а написанная фреска или картина прекрасно сохраняется на протяжении нескольких веков.

Краска, смешанная с желтком, чаще всего предназначалась для живописи на дереве или сырой штукатурке.

Опыт, сын ошибок

Судя по всему, живописцы эпохи Возрождения не сразу пришли к тому, чтобы добавлять в краски яичный желток. Так, на картине «Мадонна с гвоздикой» да Винчи можно увидеть на лице Марии трещины, что свидетельствует о том, что великий мастер еще не знал о волшебном ингредиенте.

По версии ученых, после написания одного из самых ранних своих произведений великий гений смог все-таки освоить ставшую популярной в то время технику написания картин.

А на творении Боттичелли «Оплакивание мертвого Христа» эксперты обнаружили в масляной краске присутствие белков. Это говорит о том, что введение продукта было преднамеренным. Художник, использовавший яичную темперу, наносил густую смесь слой за слоем, пастозно. Высыхая, полотна немного светлели в цвете, а их поверхность отличалась равномерной матовостью.

Чем разбавляли желток?

Если ввести в краску желток или белок в чистом виде, без добавления воды, то они, наоборот, поспособствуют образованию трещин на полотне после высыхания краски.

В прошлые века мастера из Италии смешивали в пропорции один к одному вино и яйцо, а немецкие живописцы вливали пиво, которое содержало небольшой процент спирта и растительную клейковину. А русские художники разбавляли желток кислым хлебным квасом. Краску и связующее вещество чаще всего брали в равных объемах.

Ни один творец не использовал желток или белок в чистом виде, а только в разбавленном.

Связующий компонент

Яичную темперу, получившую широкое распространение в эпоху Возрождения, использовали и художники на Руси, которые расписывали храмы в XV-XVI веках. Специалисты утверждают, что в краску добавляли целое яйцо, белок или желток. Но именно последний лучше всего смешивался с маслами и водой. Яичный желток – это естественная эмульсия, которая отличается особой прочностью. Он является связующим компонентом при изготовлении красок.

Альбумин, придающий желтку клеящие свойства, улучшает адгезию (способность к сцеплению двух разнородных тел), а лецитин, окрашивающий его в желтый оттенок, позволяет образовывать стабильную во времени эмульсию.

Как изготовить яичную темперу в современных условиях

В основе приготовления яичной темперы лежит желток, деликатно отделенный от белка. Его выпускают из яйца в небольшую емкость, затем добавляют одну чайную ложку кипяченой прохладной воды и столового уксуса, а также несколько капель антисептика. После чего полученную смесь аккуратными движениями перемешивают деревянной палочкой, не допуская появления в ней пузырьков воздуха.

По словам современных художников, яичной темперой можно пользоваться на следующий день, когда все ингредиенты хорошо соединены между собой. Приготовленную эмульсию хорошенько растирают с сухим пигментом. После чего состав готов к работе.

Если говорить о красящих веществах, то предпочтение чаще всего отдается наиболее светоустойчивым. Они должны быть хорошо измельчены и не содержать ни посторонних примесей, ни видимых крупинок.

Недолгая жизнь яичной темперы

Краска, которую смешали с желтком, «живет» всего несколько дней при хранении ее в прохладном месте. А затем яичная составляющая теряет силу сцепления и изменяет цвет пигмента. Для хранения краску заливают холодной водой, прикрывая ее поверхность. При правильном приготовлении густая яичная темпера не смешивается с жидкостью. А перед началом работы воду сливают.

Содержащееся в желтке масло на воздухе делается вязким, затем оно постепенно затвердевает. Высыхание красок яичной темперы отличается от высыхания красок масляных: в результате испарения они выделяют воду, а затем покрываются тонкой пленочкой, густеют и уплотняются. Кроме того, они не темнеют и не трескаются.

Не забыть антисептик

Для чего в смесь добавляют антисептик? Азотистые вещества, входящие в состав яйца, очень быстро разлагаются. Для сохранения темперы необходимо вещество, обладающее противомикробным действием. Для того чтобы структура белка или желтка не разрушалась, вводится некоторое количество салициловой кислоты, тимола или фенола, не более 0,1-0,2 процента.

Мастера, которые добавляют в краску яичный белок, должны помнить, что он при нагревании свертывается, после чего вещество непригодно для использования в живописи. Чтобы этого избежать, его нужно разбавить холодной водой или добавить небольшое количество щелочи.

Качество яичной темперы зависит не только от состава, но и способа ее приготовления. Наиболее устойчивые к внешним проявлениям такие смеси, в которых 40-60 процентов пигмента, а остальное – масса желтка.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы пробовали рисовать красками с добавлением яичного желтка?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.