Чтобы не сердиться на малыша и наладить отношения, нужно суметь его понять: записываем свои интонации и другие приемы
Вероятно, самый важный аспект воспитания - это научиться понимать своего ребенка. Это относится не только к тому, что он говорит. Важно понимать, почему он себя ведет так, а не иначе, и выяснить причины, по которым это происходит. Только тогда вы сможете решать проблемы взаимоотношений на долгосрочной основе.
Многие книги и сайты для родителей дадут вам советы о том, что делать для решения конкретной проблемы, будь то сон, еда или приучение к горшку. Но настоящий ключ к долгосрочному решению состоит в том, чтобы выяснить, почему возникает проблема, а это поможет предотвратить ее повторение.
Здесь рассматриваются некоторые идеи, которые помогут вам понять вашего ребенка и динамику взаимоотношений в семье.
Как добраться до сути проблемы
Прежде всего психологи рекомендуют рассмотреть три вопроса:
- В чем проблема?
- Когда она возникает?
- Почему это становится проблемой?
Третий вопрос является основой воспитания детей. Многие советы предлагают «правильный путь» и «решение» для воспитания детей. Но подумайте о том, чтобы действовать в другом направлении: каждый ребенок индивидуален, и вам нужно понять его как личность и также как члена семьи.
Вы должны разобраться, почему ребенок так или иначе поступает, а также записывать свои реакции раздражения или гнева в определенных ситуациях, чтобы не забыть события, отследить тенденцию и выяснить для себя, почему вы реагируете определенным образом на раздражители.
Самоисполняющееся пророчество
Иногда конфликты с ребенком так часто повторяются, что родителям приятнее смотреть на чужих малышей, чем на своих. К этому состоянию приводит зачастую определенный ход мыслей, определяющих вашего ребенка как проблему:
- "Его поведение всегда так плохо, что я не знаю, что делать".
- "Он так ужасно себя ведет с другими детьми".
Но как только вы начинаете думать о нем таким образом, ваш мозг акцентирует ваше внимание на подобных ситуациях, а что-то хорошее может пройти незамеченным.
Почему-то вам не хватает любящего, улыбающегося малыша или приятного общения с другими детьми.
Вы испытываете стресс в ситуациях, когда вы считаете его поведение неприемлемым. Это передается вашему ребенку, который также становится напряженным и, следовательно, с большей вероятностью поведет себя плохо.
Это называется самоисполняющимся пророчеством: вы верите, что ваш ребенок будет вести себя плохо, поэтому вы действуете так, что это произойдет, и вы увидите, как это происходит.
Мысли управляют чувствами, за которыми следует определенное поведение.
Приятная новость в том, что вы можете создавать и приятное общение с ребенком.
Важность внимания
Дети любят внимание, об этом много говорят, но нужно сделать одно уточнение: они не просто любят, а нуждаются в нем.
Поэтому дети делают все, чтобы привлечь его. Если вы не обращаете на них внимания, когда они ведут себя хорошо, и сразу бросаете все свои дела, когда они делают что-то запрещенное, они будут повторять это чаще. Ведь даже когда вы малыша ругаете, вы с ним и занимаетесь им.
Зачастую именно ваша реакция, мысли и взгляды определяют поведение ребенка.
Ваш собственный детский опыт
То, как вы относитесь к своему ребенку и воспитанию детей, будет зависеть от вашего собственного детского опыта, того, что произошло в вашей жизни с тех пор, от вашей общей самооценки и от множества других вещей.
Это совершенно нормально, но не должно оказывать бессознательного отрицательного влияния на вас, так как ребенок не несет ответственности за все это.
Дети - "барометры" взаимоотношений в семье
Они будут ощущать и реагировать на эмоции у взрослых. Если вы чем-то обеспокоены и недовольны, ваши дети также будут напряженными и несчастными, не понимая почему. Это неизбежно повлияет на их настроение, особенно если они слишком малы, чтобы выразить свои чувства словами.
Помните, что взрослый - вы. Прежде чем начать злиться на своего ребенка, спросите себя, что еще происходит в семье: смена работы, проблемы у мамы с папой, новые братья и сестры, а может быть, он проголодался или у него что-то болит.
Если ситуация раз разом заканчивается конфликтом, вам трудно будет сдержать себя, так как уже весь ваш организм реагирует определенным образом. Когда вы спокойны, представляйте себе момент, который вас будоражит, и мысленно измените свою реакцию.
Например, ребенок скидывает тарелку с едой на пол, как только вы отворачиваетесь (а вы только что пол помыли). И вы представляете себе, как вы говорите милым голосом, какой же шалун ваш малыш, и улыбаетесь, убирая кашу с ковра. Прокрутите это кино несколько раз. Неожиданно для себя в этой ситуации вы поведете себя подобным образом. Вы не вспомните, как думали раньше в гневе, что этот маленький проказник готов на все, чтобы довести вас до белого каления.
Развитие малыша по годам
Изменения, которые происходят с ребенком в возрасте от одного года до трех или четырех лет, огромны.
В течение этого времени:
- Дети переходят от неподвижности к непрерывному движению. Их грубые моторные навыки меняются и развиваются непрерывно.
- Их мелкая моторика также развивается. Они превращаются из детей, которые хотят держать ложку, хоть и не могут, в детей, которые могут рисовать и ставить вещи на место.
- Они развивают способность понимать язык и говорить.
- Прослеживают причину и следствие, что может привести к тому, что часами включают и выключают свет или нажимают кнопки на компьютеризированной игрушке, чтобы издавать определенный шум.
- Они начинают замечать других детей и взрослых, сначала через игру рядом, а затем через подлинное общение. Они начинают понимать, что их действия вызывают реакцию, и будут делать что-то, чтобы заставить взрослых смеяться или кричать и злиться.
Мозг малыша все еще развивается
Как бы вы ни хотели, чтобы ваши дети поняли, что вы говорите, они в большинстве своем не способны обрабатывать большие объемы информации, а взрослому кажется, что малыш вредничает или хочет сделать по-своему.
Поэтому не стоит тратить много времени на обсуждение поведения с ними, так как они не готовы делать это без повреждения собственной личности: чувство вины, страх и т. д.
Они знают, что они хотят делать, но их развивающих навыков еще недостаточно, и у многих еще не хватает языка, чтобы объяснить проблему взрослому.
Возможно, неудивительно, что детские годы славятся истериками.
Нет смысла сердиться на малыша. Он решает одновременно очень много задач познания мира, его тело и восприятие постоянно меняются, кто, как не родители, может поддержать в таком нелегком возрасте.