Не стукачество, а честность: 5 причин научить ребенка ябедничать

Слово «ябеда» для нашей культуры звучит как ругательство. С теми, кто сразу бежит рассказывать все взрослым, обычно никто не хочет дружить. Еще бы, ведь тогда за всякую шалость придется нести ответственность. И мало кому такое придется по вкусу. Однако бывают и такие истории, когда польза ябедничества становится очевидной. Эксперт психолог Анна Скавитина подробно рассказывает, почему.

Итак, почему родители обычно всячески порицают проявления ябедничества в своем ребенке? Что в действиях ябеды так неприятно окружающим? Как правило, он рассказывает правду вышестоящему "начальству" (родителям, воспитателям, учителям) о том человеке, который хотел бы ее от всех скрыть. Вроде бы в этом ничего плохого нет, ведь ябеда поступает так с целью восстановления справедливости. Вот только со стороны общества это часто выглядит как восстановление не всякой справедливости, а исключительно той, которая выгодна ему самому. Слово «ябеда» ассоциируется и с другими нехорошими словами. Считается, что ребенок, склонный «стучать на других», станет взрослым «осведомителем» и «доносчиком». Причем доносить на других он станет для того, чтобы добиться для себя лучшего места под солнцем, денежного вознаграждения и различных благ.

Для взрослого населения России глагол «ябедничать» звучит как синоним глагола «жаловаться». Дети понимают, что в том случае, если их признают ябедами, травли и обид не избежать. Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию, многие предпочитают молчать, терпеть и пытаться решить ситуацию своими силами. Этот приобретенный страх рассказать о проблеме взрослым невольно поощряет насилие и неправомерные действия.

В Европе у людей иной менталитет. Если они видят, что соседи нарушают установленные правила или законы, то смело сообщают об этом в полицию. Наши же люди предпочитают молча терпеть и не сообщать куда следует, если кто-то громко слушает ночью музыку или кого-то избивает.

Так всегда ли плохо быть ябедой? Давайте рассмотрим пять причин, по которым в детском ябедничестве может быть польза.

Ребенок констатирует то, что видит перед собой, определяет границы допустимого

Примерно с трех до семи лет дети учатся пониманию добра и зла. Маленький ребенок хочет сообщить маме о волнующем его событии для того, чтобы понять что же произошло, и как к этому стоить относиться. Он говорит: «Мама, сестра разбила чашку и забрала мою машинку!» С точки зрения его сестры это звучит как ябедничество, и если родители скажут сыну, что некрасиво жаловаться на других, то он может замкнуться в себе и потерять доверие ко взрослым. Лучше всего задать несколько наводящих вопросов ребенку: «Помог ли он сестричке собрать осколки? Нужна ли помощь в восстановлении справедливости или он справится сам?» Таким образом можно научить младшее поколение тому, что правду говорить полезно, и взрослые всегда помогут.

Потребность в безопасности

Ребенок обращается за помощью, если понимает, что сам не может справиться с ситуацией. Если двое братьев подрались, то обычно родители реагируют такой репликой: «Немедленно сюда, Сережа! Кто разрешил тебе ударить брата?» Но наилучшим способам научить ребят хорошим привычкам и правильному поведению в конфликтах могут научить следующие вопросы: «Расскажи, что случилось? А что привело к этому? Давай позовем брата и вместе подумаем как можно разрешить ситуацию без кулаков? Пусть каждый предложит свои идеи по этому поводу».

Ребенок еще не научился врать

Да, умение лгать - это тоже навык, и, чтобы им овладеть, нужно дорасти до определенного возраста и психического развития. Общество и взрослые часто используют двойное послание: «Никто не должен врать» и «не всегда стоит говорить правду». Дети часто бывают сбиты с толку и не могут понять, как все-таки лучше поступить в той или иной ситуации.

Дети боятся неопределенности

Часто дети стараются реализовывать усвоенные ими правила для своего спокойствия и ощущения, что вокруг все в порядке. Это дает им чувство безопасности и защищенности. Любое нарушение правил может быть воспринято как угроза разрушения устойчивости мира вокруг. Если, например, другой ребенок бросит бумажку на землю и откажется поднять и бросить ее в урну, то его оппонент, чувствуя внутреннюю тревогу, может обратиться за помощью к взрослым. В таком случае ресурсными могут стать следующие вопросы: «Света, ты заметила непорядок и стала волноваться? Коля обязательно все уберет. Ничего страшного не произойдет, если бумажка останется на полу еще на пару минут. Расскажи, как прошел сегодня твой день?»

Моральное удовлетворение

Часто дети рассказывают о произошедшем событии правду, но немного искажают события. Главный мотив подобного – наказать другого, используя авторитет взрослых. Таким детям хочется добиться власти, но адекватными средствами для этого они не располагают. С ябедами такого типа важно поговорить и объяснить, что, ведя себя таким образом, можно остаться без друзей. Важно помочь ребенку осознать его сильные стороны и развить их. Тогда авторитет и признание от сверстников придут сами собой.

Что делать, если вы слышите доносы от детей

В любом случае не стоит игнорировать жалобы маленьких ябед. Все их доносы несут в себе конкретные цели: удовлетворить свои потребности в защищенности, безопасности, значимости и любви.

Внимательно выслушайте ребенка. Поблагодарите за доверие. Задача взрослых - вмешаться или рассказать о приемлемых в обществе способах разрешения конфликтов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы реагируете на детские жалобы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.