Что такое двигательные навыки? Важность развития крупной и мелкой моторики для детей

Двигательные навыки крайне важны для развития и роста детей. Они позволяют выполнять различные задания как в повседневной жизни, так и в учебе. Необходимо правильно развивать мелкую моторику у маленьких детей, включая выполнение соответствующих упражнений.

Что понимается под двигательными навыками

Двигательные навыки — это мелкие моторные навыки или движения, которые человек использует ежедневно, такие как ходьба, бег, взмахи руками, прием пищи и так далее. Важно понимать, что люди не рождаются с этими двигательными навыками, а приобретают их в раннем детстве. Это обучение основано на постоянной практике и повторениях, оно требует согласованной работы нервной системы, мозга и мышц.

Почему так важна мелкая моторика

Мелкая моторика обеспечивает контроль над движениями различных мышечных групп, необходимыми для выполнения повседневных задач.

Такие навыки необходимы для успешного выполнения следующих действий:

  • обеспечение движений, включая ходьбу, бег, ползание и многие другие;
  • позволяет человеку и ребенку выполнять разнообразные задачи без особых усилий;
  • у детей через игру и движения развивается любопытство, что позволяет им быстрее познавать мир;
  • когда ребенок способен выполнять различные движения, он становится независимым и уверенным в своих силах;
  • мелкая моторика способствует сенсорному, когнитивному и языковому развитию.

Подмечено, что активные дети, у которых развиты хорошие двигательные навыки, становятся самостоятельными быстрее и имеют высокий уровень когнитивных способностей, что позволяет им усваивать больше информации и успешно учиться в школе.

Разнообразие двигательных навыков

Двигательные навыки делятся на две основные категории: крупную и мелкую моторику. Важно понимать разницу между этими двумя видами двигательных навыков и почему их следует развивать.

Мелкая моторика

Мелкая моторика включает в себя различные действия, при которых задействованы многочисленные мелкие группы мышц. Для выполнения таких действий требуется координация рук и глаз, а также точность движений.

Примеры мелкой моторики включают в себя следующее:

  • работа с мелкими материалами;
  • игра с игрушками;
  • использование столовых приборов;
  • сжатие предметов;
  • рукоделие;
  • печать текста;
  • рисование;
  • письмо.

Установлено, что маленькие дети практически не обладают такими навыками при рождении и достигают их с разной скоростью. Задачей родителей является развитие мелкой моторики, которая, так или иначе, связана с умственными способностями их малышей.

Крупная моторика

Под крупной моторикой понимаются различные действия, требующие работы больших групп мышц туловища, ног и рук. Дети и подростки чаще всего применяют такие навыки на открытом воздухе, что потребует зрительно-моторной координации и точности в действиях.

К крупной моторике относятся следующие навыки:

  • бросание мяча;
  • прыжки;
  • бег;
  • плавание;
  • ползание;
  • сидение;
  • подъем головы;
  • подъем по лестнице.

Большинство детей осваивают крупную моторику раньше, чем мелкую. Это объясняется тем, что у малышей лучше развиваются мышцы основной части тела, и лишь потом начинают укрепляться и формироваться связки и мышцы пальцев рук и ног.

Этапы развития моторики

Принято выделять несколько основных этапов развития моторики. Знание этих этапов позволяет родителям правильно выбирать упражнения для своего ребенка, способствуя его правильному и своевременному развитию.

Период от рождения до трех месяцев

В этот период малыш часто смотрит на движения своих рук. Он выполняет случайные движения. Подносит ручки к лицу и может размахивать ими, пытаясь дотянуться до различных предметов. Внимательно следит за движениями людей и держит в руках разные предметы.

Возраст от 3 до 6 месяцев

В этом возрасте малыш уже способен держать руки вместе. Он перекладывает предметы из одной ладони в другую и использует обе руки, чтобы достать игрушки. Ребенок замечает разные объекты на расстоянии до метра от себя. Лежа на животе, он может отжиматься на ручках.

От полугода до года

В этом возрасте ребенок умеет удерживать разные предметы в руках. Он использует пальцы для передвижения игрушек. Ручки у него остаются открытыми, а малыш может убрать мелкие предметы. Развивается клещевой хват.

От 1 до 2 лет

Ребенок в таком возрасте может:

  • хлопать в ладоши;
  • держать ложку;
  • махать на прощание рукой;
  • использовать мелкие движения, включая изолированный указательный палец;
  • строить башни из нескольких блоков;
  • переворачивать по одной странице книги;
  • надевать кольца на колышки.

От 2 до 4 лет

Дети в таком возрасте могут:

  • строить башни из многочисленных блоков;
  • поворачивать дверные ручки;
  • умеют застегивать молнию;
  • способны самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • малыши могут наливать воду из кувшина;
  • нанизывать мелкие бусинки;
  • рисовать квадраты и круги.

Развитие крупной моторики

В большинстве случаев развитие крупной моторики происходит быстрее, чем мелкой. Малыши уже к 6 месяцам могут сидеть с поддержкой, поворачивать голову и переворачиваться в кроватке. Обычно с года до двух такие дети уже начинают ходить, берут и бросают предметы.

До 3-4 лет они учатся подниматься по лестнице, стоять на одной ноге и могут даже кататься на трехколесном велосипеде. К 5-6 годам полноценно развивается вестибулярный аппарат, что позволяет прыгать на одной ноге, ловить мяч руками и ходить на бревне.

Что понимают под двигательной задержкой

Развитие двигательных навыков происходит по определенной схеме. Однако если у ребенка есть задержка в физическом развитии по каким-либо причинам, то необходимо принимать соответствующие меры. Родителям следует обратиться к педиатру или специалисту по развитию. Чем раньше начать работать, тем проще устранить имеющиеся задержки.

Повседневные занятия для развития моторики

Для развития совсем маленьких детишек необходимо следующее:

  • Малышей следует класть на животик и ставить игрушки в пределах досягаемости.
  • Играть с ними и предлагать материалы с различной текстурой.
  • Стимулировать умение использования мяча и знакомить с его катанием.
  • Малыша нужно носить на руках, позволяя двигать ножками и ручками.

Физическая активность также крайне важна, она способствует развитию двигательных навыков. Необходим тактильный контакт с ребенком, что позволяет ему уверенно себя чувствовать.

В возрасте от 1 до 3 лет следует:

  • Предлагать толкающие и тянущие игрушки.
  • Играть с мячом.
  • Предлагать ребенку работать с глиной или тестом.
  • Отлично помогают в развитии мелкой моторики всевозможные башни, нанизывание бусинок и игра с буквами.

Нужно проводить как можно больше времени с ребенком, чтобы он двигался и чувствовал себя в безопасности рядом с мамой и папой. Это станет обязательным условием быстрого физического развития ребенка.

Чтобы развить двигательные навыки у детей возрастом от трех до четырех лет следует знакомить их садоводством, учить ездить на трехколесном велосипеде, приучать выполнять различные задания по дому. Можно также решать всевозможные взаимосвязанные головоломки, которые одновременно улучшают интеллект ребенка.

Детишки в возрасте 4-5 лет могут играть с воздушным змеем, прыгать со скакалкой, заниматься шитьем или играть в классики. В это время нужно поддерживать активность ребенка, чтобы он как можно чаще двигался, бегал и прыгал. Причем играть можно как со сверстниками, так и с родителями.

Комментарии