Ребенок заикается - успокаиваемся и выдыхаем: советы логопеда

Речевое развитие ребенка тесно связано с формированием его центральной нервной системы (ЦНС) и периферического речевого аппарата. На протяжении первых лет жизни происходят интенсивные изменения, в результате которых улучшается координация мышц, отвечающих за артикуляцию, постепенно увеличивается объем словарного запаса и возрастает сложность грамматической структуры речи. Эти изменения обусловлены как органическими процессами, такими как миелинизация нервных волокон и развитие корковых центров, так и внешними факторами, включающими воздействие окружения, взаимодействие со взрослыми и обучение.

На этапе раннего детства скорость и характер речевого развития могут значительно варьироваться. В то время как некоторые дети начинают говорить уже в возрасте около года, другие могут не проявлять желания к активному использованию языка, фокусируясь на других аспектах познания мира, а третий ребенок заикается. Это закономерные различия, которые могут быть связаны с индивидуальными особенностями созревания нейроанатомических структур и функцией межполушарного взаимодействия, что позволит ребенку в дальнейшем успешно освоить язык.

Процесс дозревания мозга

Ко второму десятилетию жизни процессы специализации и латерализации функций мозга становятся более выраженными, что сопровождается улучшением речевых способностей и более тонким восприятием нюансов языка. Это время активно использующих язык игр, социальных взаимодействий и обучения, которые стимулируют развитие навыков устного и письменного выражения. В силу пластичности мозга эти процессы могут продолжаться и на более поздних этапах жизни, что открывает важные возможности для коррекции и обучения, если в ранние годы развития возникли задержки или нарушения. Поэтому, если ребенок заикается, чаще всего это удается скорректировать как раз к началу или во время начальной школы.

Что такое заикание

Если ребенок заикается, не стоит делать на этом акцент и тем более ругать его. Заикание является серьезным речевым нарушением. В учебных пособиях по логопедии его описывают как сбой в темпо-ритмической структуре речи, связанный с судорожным состоянием мышц, участвующих в речевой деятельности. Так что, если ребенок заикается, ему нужна полноценная помощь.

Физиологические причины

К органам, участвующим в образовании речи, относятся: дыхательный отдел с главной мышцей - диафрагмой; голосовой отдел с основными мышцами - голосовыми складками; и артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.

Когда ребенок заикается, это появляется из-за судорожных сокращений в мышцах, задействованных в речи. У некоторых детей судороги сосредоточены в артикуляционном отделе, у других - в голосовом или дыхательном. В зависимости от характера судорог, которые периодически происходят при общении, выделяют три типа заикания: клоническое, тоническое и смешанное.

Клоническая форма заикания

Самой простой и ранней формой заикания является клоническая, при которой в речи наблюдаются задержки, выражающиеся в повторении звуков или слогов. На этой стадии предоставление ребенку своевременной и правильной психологической и педагогической поддержки может предотвратить дальнейшее ухудшение состояния. Главное - разобраться, почему ребенок заикается.

Решение этой задачи должно быть комплексным и включать не только специалистов, но также родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений, таких как музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, социальные педагоги и воспитатели. Все участники должны следовать определенному речевому режиму, придерживаться правил речи и выполнять коррекционные рекомендации, касающиеся психоэмоциональных нагрузок, что поможет сократить частоту и интенсивность спазмов, вызывающих речевые запинки.

Тоническая форма заикания

Если ребенку с клоническим заиканием не была оказана комплексная психолого-педагогическая помощь, то его проблемы с речью закрепляются, превращаясь в устойчивый патологический речевой стереотип с запинками. В этом случае со временем клонический тип заикания может перейти в более серьезную форму — тоническую, что проявляется длительными паузами и остановками в начале или середине слов. Если ребенок заикается, логопед должен предпринять все меры, чтобы не допустить такого ухудшения.

Этот этап свидетельствует о давности возникновения заикания у ребенка и отсутствии необходимой специализированной помощи для его предотвращения. Тогда у ребенка уже формируется стойкий патологический речевой стереотип. Для избавления от такого вида заикания требуется комплексный подход, сочетающий медицинскую, психологическую и педагогическую помощь на продолжительной основе. Поэтому специалисты в данной области придерживаются мнения, что заикание легче предотвратить, чем устранить.

Смешанная форма заикания

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический. Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Происходит прогрессирование этого тяжелого нарушения речи.

Правила речи для заикающихся детей

Итак, ребенок заикается. Что делать родителям? Воспитатели, педагоги и родители должны изучить данные правила речи и показывать заикающемуся ребенку правильные речевые образцы. Вот эти правила.

Нужно говорить медленно и спокойно, четко выговаривая все гласные. При произношении следует аккуратно артикулировать гласные и открывать рот. Не рекомендуется говорить, сжав зубы. Гласные звуки должны произноситься с активной и отчетливой работой губ. Например, для звука «и» губы растягиваются в стороны и в улыбке, для звука «у» губы складываются в трубочку, а для звука «о» губы собираются в хоботок.

Лечение и коррекция

Комплекс лечения и педагогической поддержки для преодоления заикания включает два основных блока. Первый блок сосредоточен на лечебных и оздоровительных мерах. Этими мероприятиями руководит врач, который осуществляет лечение с использованием специальных лекарств и назначает различные процедуры, включая лечебную физкультуру.

Второй блок направлен на коррекционно-педагогическую поддержку. В этом участвуют все члены команды педагогического коррекционного процесса в образовательной организации, а также родители ребенка, страдающего заиканием. Основную коррекционную работу выполняют логопеды и психологи. Логоритмические занятия являются обязательными и должны проводиться регулярно. Другие педагоги выполняют психолого-педагогические коррекционные мероприятия, следуя рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Профилактические мероприятия

Важным шагом в профилактике и коррекции заикания является создание благоприятной речевой среды. Это означает, что взрослые должны говорить с ребенком медленно и четко, избегать критики в его адрес, а также не перебивать и не торопить его. Важно поддерживать в ребенке уверенность в своих речевых возможностях, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и улучшению речевой активности.

Помимо речевой поддержки необходимо обратить внимание на двигательную активность и общее психофизическое состояние ребенка. Регулярные занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе и другие формы активности помогают укрепить нервную систему и повысить устойчивость к стрессам. Специалисты также рекомендуют применять релаксационные техники и дыхательные упражнения, которые способствуют гармонизации общего состояния и улучшают качество речи.

Заключение

Очень важно вовремя заметить, если ребенок начинает заикаться. Что делать родителям? Комплексный подход, включающий в себя психологическую помощь, педагогическую поддержку и медицинское сопровождение, является наиболее эффективным в предупреждении и коррекции заикания. Важно помнить, что работа над устранением заикания требует времени и терпения как со стороны специалистов, так и родителей. Заботясь о ребенке, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и создавать условия для его комфортного и успешного речевого развития.

Комментарии