"Пробелов не будет": Россия может стать центром отечественного авиастроения

Проблемы с поставками зарубежных самолетов и деталей к ним привели к тому, что отечественная авиационная отрасль начала активно развиваться. Каких перемен ждать россиянам в ближайшем будущем и как будет обновляться парк авиалайнеров?

Проблемы отрасли

После введения антироссийских санкций авиахолдинги, крупные компании и даже автопарки столкнулись с серьезными ограничениями. Подавляющая часть отечественного авиапарка работала по лизинговой схеме у зарубежных предприятий, которые после ввода ограничений сразу же расторгли все подписанные контракты с российскими компаниями. Подобное поведение западных организаций вызвало огромное количество вопросов о том, что в дальнейшем произойдет с авиационной отраслью и о том, смогут ли россияне использовать самолеты для перемещения в ближайшем будущем.

Для сохранения существующих потоков и авиамаршрутов было принято решение об удержании авиалайнеров и перевода всех финансовых расчетов по существующим лизинговым договорам в российские рубли. Всего было удержано 80 лайнеров, купленных по данной схеме у западных предприятий. Минтранс вместе с правительством разрабатывает алгоритм использования этих лайнеров на территории России, которое будет продолжаться до тех пор, пока не удастся заместить их собственными машинами.

Обслуживание авиапарков и безопасность полетов

Несмотря на то что на территории страны активно использовались зарубежные самолеты, их техническое обслуживание производилось исключительно российскими предприятиями, которые обладают необходимым количеством запчастей. Последние в большинстве случаев поставлялись в Россию вовсе не западными странами, поэтому особых проблем с их наличием не ожидается. Если же компании, поставлявшие необходимые детали, примут решение покинуть российский рынок, то их будут покупать в третьих странах.

Авиационные эксперты утверждают, что перевозчики обязаны обеспечить безопасность полетов, согласно существующим требованиям ИКАО. Именно поэтому не стоит опасаться появления контрафактных деталей, способных привести к какому-либо происшествию. Перевозчики и страховые компании не имеют права рисковать жизнями пассажиров, поэтому они будут осуществлять жесткий контроль за соблюдением качества предполетной подготовки.

Развитие отрасли

Самолетостроение сейчас находится в фокусе правительства страны, именно поэтому все профильные предприятия приведены в полную готовность, ведется активный набор специалистов. В частности, объединенная авиастроительная корпорация заявила о том, что в ближайшее время будет увеличен темп строительства лайнеров Ил-96, способных перемещаться на большие расстояния. Планируется доработать модель, улучшить оборудование и двигатели, после чего запустить ее в масштабное производство.

В Казани стартовало строительство 20 лайнеров модели "Ту-214", способных вместить до 210 пассажиров. Планируется, что эта модель будет активно использоваться в ряде отечественных авиакомпаний. Более того, правительство РФ сформировало целый ряд поручений, согласно которым в ближайшее время все лайнеры малой авиации должны быть доработаны, после чего выведены в постоянную эксплуатацию. Речь идет о моделях "Л-410", "Ил-114", "Байкал" и "Л-610".

Особые надежды возлагаются на МС-21 и Superjet 100 - флагманские разработки авиахолдингов, на которые уходит большое количество ресурсов. Представители Ростеха отмечают, что прямо сейчас пересматривают производственную программу, и намерены создать для российского авиарынка более 500 лайнеров в ближайшие 8 лет. В первую очередь будут создаваться серийные модели - "Ил-96" и "Ту-214", которые способны удовлетворить внутренние потребности страны в длительных перелетах. На перестройку отрасли уйдет определенное количество времени, поэтому потребуются дополнительные ресурсы и специалисты.

Поддержка государства

Введенные санкции подстегнули работу предприятий для создания безопасной авиации на территории России. В марте 2022 года был подписан законопроект, согласно которому авиакомпании могут регистрировать право собственности на иностранные лайнеры. Спустя некоторое время появилось новое распоряжение, позволяющее перевозчикам оплачивать расчеты по лизингу в рублях. Правительство выделило более 310 миллиардов рублей на поддержку отрасли, также более 100 миллиардов было выделено на поддержку внутренних перелетов, этих денег должно хватить до октября 2022 года.

Перспективы

Основная проблема отрасли заключается в отсутствии отечественных мощностей для строительства самолетов. В конце 2000-х годов некоторые страны планировали приобрести российские лайнеры "Ту-334" и "Ту-214", а также развернуть их производство на своей территории. В частности, речь идет об Ираке, для контракта с которым был разработан новый лайнер "Ту-204СМ", который обладал усовершенствованным двигателем. Этот самолет даже сегодня можно рассматривать в качестве конкурента продукции зарубежных холдингов. Тогда сделка сорвалась из-за влияния зарубежных конкурентов, однако были сделаны соответствующие выводы и появился новый двигатель, разработанный пермскими конструкторами.

Сейчас никто не мешает российским самолетостроителям вернуться к идее заключения новых контрактов на продажу своей продукции. Также отечественные холдинги могут заинтересовать новыми лайнерами Китай, с которым уже имеется общий проект по созданию новой модели CR929. Детали для самолета планировалось покупать у Великобритании и США, однако в нынешней ситуации есть вероятность того, что Китаю придется делать это у России.

Подобные проекты могут привести к появлению больших заказов на российских авиастроительных заводах, которые позволят отрасли зарабатывать и приносить деньги в бюджет страны. Однако для этого понадобится существенно скорректировать ее работу и построить новые заводы для создания авиадвигателей. Эксперты считают, что в ближайшее время стоит ожидать появления совместных производств с дружественными странами, например, с Ираном и Китаем.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Планируете ли вы путешествовать самолетами по России в ближайшее время?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.