Кому станет легче летать? Почему ослабляют санкции в отношении авиаотрасли РФ

21 июля Евросоюз принял 7-й по счету пакет санкций. Удивительно, но, помимо новых ограничений, в нем есть послабления касательно гражданской авиации. Пока нет конкретики, остается только гадать, зачем это сделано и чем это поможет отечественной отрасли.

Форс-мажор

Весной 2022 года ЕС ввел жесткие санкции в отношении многих отраслей России. В том числе – на обслуживание и поставку запчастей для самолетов зарубежного производства, которые находятся в эксплуатации российских авиаперевозчиков. А их ни много ни мало около 500 единиц.

Подобное решение вынуждает компании эксплуатировать гражданские авиалайнеры с риском для пассажиров. А отказаться от них пока нет возможности, так как авиапарк в основном состоит из самолетов Airbus и Boeing.

14 марта президентом Владимиром Путиным подписан указ, разрешающий российским авиакомпаниям эксплуатировать на внутренних линиях самолеты, находившиеся в лизинге, но на которые был наложен иностранными партнерами запрет на эксплуатацию. Была упрощена выдача отечественных сертификатов летной годности.

Эта вынужденная мера позволила российским компаниям на первых порах обойти юридические трудности. Однако проблему с запчастями не решило.

Себе дороже

Что же получается? Формально полтысячи самолетов принадлежат иностранным компаниям-лизингодателям, которые как бы сдавали их в аренду "Аэрофлоту" и другим отечественным перевозчикам. После ввода санкций владельцы прекратили их сервисное обслуживание.

Однако если выполнить требование зарубежных партнеров, вынужденных исполнять решение чиновников ЕС и США, то авиасообщение в России нарушится. Это недопустимо, учитывая размеры страны. Самолетов российского производства пока недостаточно.

Единственный выход – разбирать часть "Боингов" и "Аэробусов" на запчасти, чтобы ремонтировать оставшийся авиапарк. То есть, разукомплектовывать рабочую технику. Но так как формально самолеты принадлежат зарубежным компаниям, то они же, в первую очередь, пострадают от вынужденного "каннибализма".

Рано или поздно ситуация урегулируется, но разобранные лайнеры вряд ли можно будет вернуть в строй. По мнению ряда экспертов, именно этим объясняется ослабление санкций.

Чем это поможет отечественной отрасли

Пока нет конкретных планов. Формулировка звучит так: "Поставки товаров авиаотрасли России будут разрешены в той степени, которая необходима для обеспечения стандартов безопасности гражданской авиации Международной организации гражданской авиации (ICAO)".

Очевидно, что, помимо коммерческого интереса собственных компаний, ЕС не хочет брать на себя ответственность за аварии, которые могут случиться по причине износа запчастей и поломки ПО. Необходимо повышать безопасность полетов.

На этом фоне руководство российских авиаперевозчиков испытывает воодушевление. Возможно, теперь не придется искать комплектующие втридорога обходным путем.

Неожиданно приятная новость взбудоражила и рынок ценных бумаг. На Мосбирже акции того же "Аэрофлота" выросли в цене на 5%. Очевидно, рост будет большим, когда станут ясны детали сделки.

Впрочем, еще предстоит решить ворох проблем. Лучший способ ослабить зависимость – импортозамещение и строительство отечественных самолетов. Российское гражданское авиастроение ожидает бум?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как считаете, поможет ли решение ЕС повысить безопасность полетов?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.