Трагедия Марлона Брандо: от двух "Оскаров" до ожирения и старческого слабоумия. К 95-летию со дня рождения культового актера

3 апреля поклонники мирового кинематографа отметят 95 годовщину со дня рождения популярного голливудского актера Марлона Брандо. Его задумчивых и харизматичных персонажей зрители помнят до сих пор. Он прославился уникальным методом, когда его герои невнятно бормотали свои реплики, но при этом к ним прислушивались, настолько они завораживали своей значимостью. О судьбе этого культового актера, который утверждал отказ от классической драматической подготовки, расскажем в этой статье.

Детство и юность

Марлон Брандо родился в 1924 году в небольшом городке Омаха, расположенном в штате Небраска.

Его отец работал продавцом, а мать была актрисой. Когда будущему актеру исполнилось 6 лет, они переехали в Иллинойс.

У Брандо было трудное детство. Он плохо учился в школе, постоянно конфликтовал с отцом. Марлон безобразно учился, его интересовали только театр и спорт.

В 17 лет отец отправил его в военную академию. Там Брандо проучился три года, но затем был отчислен за неподчинение старшим по званию. Из-за этого официально он так и не окончил школу, чего смущался всю оставшуюся жизнь.

В начале карьеры

В 1943 году он переезжает в Нью-Йорк, где одна из его сестер уже пыталась пробиться на сцену.

Актерскому мастерству герой нашей статьи учился у Стеллы Адлер в ее драматической мастерской. Именно здесь он освоил метод, который был основан на необходимости опираться на личные эмоции и переживания, чтобы изображать персонажей. Ранее актеров учили использовать жесты, чтобы демонстрировать зрителям, что чувствуют их герои.

В 1944 году он дебютирует на Бродвее в мюзикле "Я помню маму". Постановка успешно шла на сцене два года, а на Брандо обратили внимание как на многообещающего актера.

Вскоре он становится одной из звезд театральной сцены, сыграв в пьесе Теннесси Уильямса "Трамвай "Желание" главного героя Стэнли Ковальски.

Голливудский успех

Марлон решает не ограничиваться театральной сценой, а строить свою карьеру еще и в Голливуде. Уже в 1950 году он получает роль в драме Фреда Циннеманна "Мужчины".

На большом экране он сразу появился в главной роли в образе тяжело раненного ветерана войны во Вьетнаме. Это был очень натуралистичный фильм, рассказывавший, какой ценой американцам дался этот конфликт на другом конце света.

К работе Брандо подошел ответственно, проведя месяц перед съемками в параплегическом отделении больницы.

В 1951 году о нем узнают уже во всей стране. Брандо впервые в своей карьере претендует на получение премии "Оскар", сыграв уже знакомого ему по театральной сцене Стэнли Ковальски теперь уже в экранизации пьесы Уильямса.

Затем он сыграл Эмилиано Сапату в биографической драме "Вива, Сапата!" и Марка Антония в "Юлии Цезаре".

Кумир поколения

В 1953 году Брандо играет в малобюджетной драме Ласло Бенедека "Дикарь". На экране на этот раз он появляется в образе лидера банды мотоциклистов.

Фильм стал одним из самых известных в его карьере, сделав настоящим кумиром у зрителей того поколения.

В картине присутствует ставшая культовой сцена с его участием. Когда девушка спрашивает байкера, против чего он бунтует, он ей отвечает: "Что у тебя есть? Против того и бунтуем". Интересно, что этот эпизод появился после того, как продюсеру Стэнли Крамеру аналогично ответил на такой же вопрос реальный байкер.

Среди других его работ того периода можно отметить роль малограмотного бывшего боксера в драме Элиа Казана "В порту". Его вместе с другими рабочими эксплуатируют хозяева дока вместе с продажными лидерами профсоюзов. Эта роль принесли ему первого "Оскара" в его карьере, окончательно утвердив в статусе одного из лучших актеров Голливуда.

В 1954 году он также играет Наполеона Бонапарта в фильме "Дезире: любовь императора Франции", а в 1955 году поет и танцует в музыкальной комедии "Парни и куколки".

Успешными стали и его роли в фильмах "Чайная церемония", "Сайонара" (еще одна номинация на премию "Оскар"), "Молодые львы".

Упадок

Если во второй половине 1950-х годов Брандо входил в десятку лучших актеров страны, то в 1960-е годы начался упадок.

В 1961 году он сыграл самолюбивого ковбоя Рио в вестерне "Одноглазые валеты", который стал его первой и единственной режиссерской работой. Большого успеха картина не имела, Марлон больше не садился в режиссерское кресло.

Эта относительная неудача не идет ни в какое сравнение с провалом, который последовал после выхода на экраны приключенческой драмы Льюиса Майлстоуна "Мятеж на "Баунти" в 1962 году.

Экранизация романа, посвященного событиям 18-го века, была дорогостоящей, однако картина провалилась в прокате, не сумев принести продюсерам даже половины вложенных в нее денег.

Критики писали, что лента скучная и затянутая. Она была номинирована в 7 номинациях на премию "Оскар", но в результате не получила ни одной.

Сам Брандо в то время начал славиться тем, что много пил и тратил деньги направо и налево. Это отражалась на его дисциплине, он постоянно устраивал скандалы с режиссером, срывал съемки, чем только затягивал рабочий процесс. У него появилась репутация проблемного и слишком требовательного актера, с которым практически невозможно договориться.

Все это привело к тому, что большинство режиссеров предпочитали отказаться от работы с ним, чтобы не добавлять себе лишних проблем.

В результате все 1960-е годы считаются для актера провальными. Он появлялся в картинах, которые не получали наград и проходили практически незаметным в кинотеатрах. Среди них можно вспомнить только последнюю режиссерскую работу Чарли Чаплина - комедийную мелодраму "Графиня из Гонконга", в которой Брандо сыграл с Софи Лорен.

"Крестный отец"

В отличие от многих своих коллег, которые, потерпев неудачу, так и пропадали в забвении, Брандо вернул себе популярность.

Этому способствовал Фрэнсис Форд Коппола, который в 1972 году снял культовую картину о гангстерах "Крестный отец". Роль Дона Вито Корлеоне принесла Марлону вторую премию "Оскар" за лучшую мужскую роль.

Выступив в образе мафиозного босса, Брандо стал одним из самых запоминающихся героев фильма, которому тут же начали подражать. Примечательно, что от получения этой награды он демонстративно отказался, протестуя против политики дискриминации индейцев, устоявшейся в то время в американском обществе.

Известно, что Коппола снял еще две части "Крестного отца", но Марлона в них уже не было. Рассказывают, что изначально предполагалось, что он появится в одном из эпизодов во второй части, но в результате ему не удалось достичь соглашения с компанией "Парамаунт".

Второе дыхание

Зато успех первой части криминальной саги вернул Брандо в число самых успешных голливудских актеров. Он снова начал получать заманчивые предложения.

В том же 1972 году он снялся в нашумевшей эротической мелодраме Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже".

Также успешно прошли в прокате супергеройский фантастический боевик "Супермен" и военная драма "Апокалипсис сегодня".

В 1980 году Брандо официально объявил, что уходит из кино, отправившись жить на частный остров в Полинезии.

В конце жизни

Правда, он не сдержал своего слова, вернувшись в 1989 году ради участия в драме Эзан Пальси "Сухой белый сезон". Эта картина принесла ему еще одну номинацию на "Оскар", но полноценного возвращения в кино актер не захотел.

На протяжении 1990-2000-х годов он сыграл небольшие роли в еще нескольких картинах, но удостоился за них только двух номинаций на "Золотую малину".

В личной жизни актера преследовали трагедии. У него было несколько неудачных браков. Его дочь покончила с собой, а сын сидел в тюрьме за убийство.

В этот период сильно ухудшилось его здоровье. Брандо весил более 130 кг, из-за диабета практически лишился зрения, страдал старческим слабоумием.

Он скончался в 2004 году от легочного фиброза в возрасте 80 лет.

Комментарии
Ни одного фильма с ним не смотрела "от и до". "Крёстный отец" видела частично. Очень харизматичный актёр. В молодости просто красавец. Жаль, что судьба трагична, но это участь многих, издержки актёрской профессии.