“Меня привлекает глубина персонажей – люблю, когда есть где развернуться”: Максим Стоянов о выборе ролей и новом фильме “Пришелец”

Он считается одним из плодотворных современных актеров: может сниматься в пяти проектах одновременно. Стартовав в актерском ремесле десять лет назад, Максим Стоянов уже появился более чем в семидесяти фильмах, и эта цифра продолжает расти. Большинство его работ – характерные образы, его называют достойным преемником легендарных мастеров. Частый гость кинофестивалей, он любит доверяться начинающим режиссерам и поддерживает авторское кино. В этом году вышло несколько проектов с участием актера, которые остаются на слуху у зрителей. Секреты профессии и личный интерес к новому фильму “Пришелец” Максим Стоянов раскроет сам.

Актерство “на авось”

Уроженец Молдавской ССР, Максим появился на свет в семье сотрудника железной дороги и домохозяйки. По долгу службы отец часто разъезжал, воспитанием мальчика занималась мама. Юные годы будущей звезды экрана пришлись на распад СССР. Родители считали это время нестабильным, потому на время переехали на Север, но позже, когда ситуация стабилизировалась, вернулись в родные Бендеры.

Биография Максима Стоянова во многом может показаться обычной, схожей с историей взросления его сверстников. В школе он учился средне, а все свободное время уделял боксу; записался в спортивную секцию, удостоился звания кандидата в мастера спорта по боксу. В последних классах школы он не представлял, кем станет в жизни, потому по совету знакомых поступил в политехнический техникум. Однако по специальности техника-строителя так и не поработал.

Все изменилось с переездом в Москву, где Максим полюбил ходить в кинотеатры и впервые задумался о том, чтобы связать свою жизнь с искусством. Совершенно неуверенный в исходе, он “на авось” отправился на прослушивание в Школу-студию МХАТ. На удивление, его зачислили на курс Константина Райкина.

Все началось с театра

Когда к нему пришла первая популярность, актер часто повторял в интервью, что не является сыном Юрия Стоянова: знаменитый комедиант из “Городка” - лишь его однофамилец. Творческая биография Максима Стоянова началась с театра, где дебютным выступлением стала пьеса “Трамвай “Желание”. Позже актер вошел в труппу театра имени Чехова, которому отдал пять лет. Здесь он отыграл свои лучшие, на его взгляд, спектакли – “Зойкина квартира”, “С любимыми не расставайтесь”, “Пьяные”.

Можно сказать, что с большим экраном ему повезло не меньше. Первые фильмы и сериалы Максима Стоянова оказались успешными – “Комбинат “Надежда”, “Инквизитор”, “Нелюбовь”. В знаковой картине Андрея Звягинцева он сыграл второстепенную роль покупателя квартиры, но после этого фильма число новых предложений стало увеличиваться.

“На Запад не хочу”

Его игрой восхищались не только соотечественники, но и западные зрители. Картина о русских эмигрантах “Гив ми либерти” была показана на фестивале “Сандэнс”, критики всерьез считали, что актер достоин номинации на “Оскар”. Но, как часто бывает, попасть в число претендентов на самую престижную кинонаграду непросто. Да и так ли нужно? В России Максима Стоянова любят не меньше, у него немало наград и номинаций, среди которых главный приз на недавнем фестивале “Окно в Европу” за фильм “Пришелец” (2024).

Роль без сценария

По его признанию, он сразу зацепился на эту роль и пожелал – впервые в карьере – выступить продюсером фильма. “Пришельца” можно отнести к жанру сай-фай, сюжет строится вокруг парня из глубинки. Он носит слуховой аппарат и наводит легкий ужас на местных жителей из-за постоянных попыток связаться через самодельный приемник с другими вселенными. Однажды он встречает необычную девочку с невероятной красоты глазами, которая, как и он, явно не из мира сего.

Актер Максим Стоянов не отрицает, что чаще играет брутальных мужчин. Роль в “Пришельце” кардинально отличается от всего, что ему доводилось играть: “Меня привлекла глубина персонажа, я понял, что здесь могу развернуться. Я согласился на проект, когда сценарий не был готов, но имелись общие зарисовки. Мне их хватило для того, чтобы создать образ героя в своей голове. Мой Леша – действительно необычный персонаж во всех смыслах слова. Как и любая другая роль, к которой нужно готовиться и относиться как к малому дитя, эта роль стала своеобразным актерским вызовом”.

Максим добавляет, что также хотел поддержать режиссера Ивана Соснина, с которым был знаком по пробам в его предыдущие фильмы. Бюджет на проект отсутствовал, но постановщик жил этим проектом, и именно этот “огонь в глазах” привлек внимание Стоянова.

Широкий диапазон или актерские рамки?

Актер отмечает, что ему особенно симпатизируют проекты, способные на что-то вдохновить. Даже если образ был сыгран ранее или не отличается от большинства типажей, каких можно встретить в кино, Максим Стоянов не отказывается от предложения сразу – ему важно понять, если ли у персонажа глубина. “Как актеру глубина нужна мне, чтобы дополнить образ, еще больше его углубить. Именно в этом для меня проявляется многогранность. Бывает, что персонаж скован рамками, его нечем дополнить. От таких предложений я стараюсь отказываться”. Актер добавляет, что каждая роль должна приносить саморазвитие, способность воспитать внутреннюю культуру. В этом видится посыл для развития российского кино – уходить от штампов и плоских амплуа, а создавать больше необычных персонажей, давая актерам возможность прорываться через рамки, искать еще более интересные роли.

“Пришелец”, который привлек

Вспоминая работу над “Пришельцем”, Максим Стоянов отмечает дополнительные нагрузки (индивидуальность персонажа, постоянное наличие слухового аппарата), которые приходилось преодолевать. Съемки проходили на ощупь, сценарные ходы прописывались во время работы.

Результатом остались довольны зрители, критики и сам актер: фильм “Пришелец” (2024) получился смешением социальной драмы, трагикомедии, фантастики. В этой роли Максим Стоянов нашел нечто большее: “Воспринимаю фильм как понимание устройства человеческого бытия с заложенными базовыми принципами. Персонажи испытывают разные состояния: желание, сопротивление, развитие, работа над собой. Мы постарались показать фундаментальные вещи, добавили в жизнь героев философии”.

У актера стояли непростые творческие задачи, которые они с режиссером обговорили “на берегу” – это еще один важный момент, когда Максим изучает роль, прежде чем дать свое согласие.

“Прежде всего, я артист”

Сериалы и фильмы Максима Стоянова радуют зрителей разными типажами, в которые он перевоплощается. А вот примерить статус продюсера до этого момента не получалось: “Пришелец” стал в этом плане дебютом. Новые ощущения актеру понравились: “Фильм состоялся, добрался до зрителей, но я все равно не могу считать себя полноправным продюсером. Слишком громко это звучит! Возможно, я поменяю мнение, когда выступлю продюсером еще нескольких картин. Но с основным функционалом я познакомился достаточно близко. Мне импонирует то, что я стал соавтором, вложившим не только деньги, но и силы, время, внимание”. И все же, в первую очередь, Максим Стоянов – артист, и свое основное ремесло менять на что-то другое он пока не хочет.

Кино будущего

В ближайшем будущем заниматься продюсированием ему точно не придется. Сейчас в производстве находится несколько его актерских проектов, включая мелодраму “Длинный протокол”, криминальную драму “Как приручить лису”, боевик “Самозванец”. Звезда отмечает возросший интерес публики к фестивальному кино, что, в свою очередь, поднимает планку отечественной индустрии. Он склоняется к мнению, что для массового успеха обязательно нужна реклама. Каким бы хорошим и малобюджетным ни было кино, при всем многообразии, какое сегодня предлагается, зрители нуждаются в дополнительной мотивации.

“Практика показывает, что даже на плохой фильм люди охотно идут, если его название у них на слуху. Вообще зритель переживает сегодня, возможно, один из лучших периодов: выбор, что смотреть, настолько богат, что скоро пропадет необходимость ходить в кинотеатр”, – считает Максим Стоянов. Актер добавляет: лично ему нравится ощущение совместного, коллективного переживания в зале.

Комментарии