Учителя уволили за то, что она "неправильно" оценила работу школьников. Нужны ли оценки: за и против

Работа учителя с каждым годом становится все сложнее. Вводятся новые правила и обязанности, которые на корню убивают желание людей преподавать. Некоторым родителям не нравится, что домашних заданий дают слишком много, другим - что слишком мало. Немало споров вызывает и тема оценок: нужно ли вообще их ставить? И что делать с субъективностью учителей, ведь далеко не всегда «пятерки» или «тройки» отражают реальную ситуацию.

Случай во Флориде

Если в одних школах детей заставляют делать домашнее задание и поощряют их оценками, то в других любое оценивание учеников считается неэтичным. В основном это происходит в частных школах. Однако иногда это касается и государственных школ. Например, Диану Тирадо уволили за то, что она поставила ученикам плохие оценки. Когда дети в ее классе не сдали домашнее задание, она написала им в дневники по «двойке» и в итоге заплатила за это своей карьерой.

Диана Тирадо преподавала в течение многих лет. Осенью она устроилась в школу Westgate K-8 в Порт-Сент-Люси. Будучи учителем истории США в восьмом классе, она учила детей тому, что все нужно делать хорошо. Касалось это и домашней работы: Диана всегда требовала от учеников старательности. Поэтому, когда несколько школьников не сделали домашнее задание, несмотря на то что на него давалось две недели, она поставила им неудовлетворительную оценку. Но это решение стало роковым для ее карьеры.

Школа, в которой не ставят «двойки»

Дело в то, что в школе, в которой работала Диана, не ставят отрицательные оценки. Руководство считает, что минимальная возможная оценка - это «четверка». Когда Диана поинтересовалась у них, что делать, если ученики не справились с заданием, то ей сказали все равно ставить им удовлетворительные оценки.

Тирадо уволили всего через несколько недель после начала работы в новой школе. В конце своего последнего рабочего дня она написала на доске: «До свидания, ребята. Тирадо любит вас и желает вам всего наилучшего! Меня уволили за то, что я отказалась ставить вам «четверку» за несделанное домашнее задание».

Поскольку она все еще находилась на испытательном сроке, в письме об увольнении не было сказано, почему ее уволили, поэтому она не сможет предъявить иск школе за неправомерные действия. Однако Диана утверждает, что не сожалеет о своем решении отстаивать свои убеждения: «Оценка в моем классе должна быть заработана. Я очень расстроена произошедшим, потому что считаю, что у нас растет поколение детей, которые живут только ради хороших оценок, но ведь это не настоящая мотивация».

Мнение людей

Ситуация с Дианой Тирадо стала вирусной: ее историей поделились тысячи людей, и она нашла большой отклик как у родителей, так и у других учителей. Под ее постом в Facebook разразился нешуточной спор. Многие встают на сторону Дианы, считая, что учитель должен решать, какую оценку получает ребенок.

Но есть и другая группа людей, которые думают, что оценки и вовсе стоит упразднить. Именно так сделали в Финляндии - стране, которая славится своим школьным образованием. Несмотря на это, в большинстве случаев оценки все же ставят.

Ситуация в России

В России введена 5-балльная система оценок. Учителя оценивают домашнюю работу, контрольные и лабораторные работы, ответы учеников на уроке. В конце семестра и года обычно подводится итог, который показывает среднюю успеваемость ученика. Но нельзя сказать, что все довольны сложившейся ситуацией. Многие прогрессивные родители устраивают своих детей в школы с нетрадиционной системой образования. Другие обращаются в частные учебные заведения, которые также относятся к оценкам осторожно. Что же не устраивает родителей в обычных государственных школах, и почему оценки стали воспринимать с таким негативом?

Плюсы традиционной шкалы оценок

Традиционная система оценки знаний принята многими школами по всей стране. Несмотря на то что многие считают, что она устарела, можно выделить немало ее плюсов:

  • Простота восприятия. Традиционные табели успеваемости - это простой и понятный метод контроля успеваемости учеников. Заглянув в дневник, можно четко сказать, какой предмет дается школьнику легче всего, а в каком нужно воспользоваться помощью репетитора. Родители также могут получить представление о том, как учится их ребенок, довольно просто: им достаточно лишь взглянуть на оценки в семестре.
  • Мотивация. Система оценки знаний может служить в качестве дополнительной мотивации для студентов. Например, зная, что он получит «пятерку», ученик будет стараться больше, чем если бы его работа никак не вознаграждалась.
  • Традиционная система признана всеми. Люди знают, что «двойки» - это не очень хорошо, а «пятерки» означают, что ученик хорошо поработал.

Проще говоря, оценки - это понятно и удобно. К ним все привыкли, и они позволяют ясно видеть успеваемость школьника. Но так ли объективна эта картина?

Оценки убивают мотивацию

Все люди разные, поэтому оценки могут как давать мотивацию, так и разрушать ее. Довольно часто ученики в школах становятся заложниками социальных ролей. Наверняка вы помните, как отличникам натягивали оценки до «пятерки», даже если они не заслуживали этот балл. Или как двоечникам не хотели ставить «отлично» за контрольную, поскольку думали, что они все списали.

Некоторые психологи утверждают, что со временем желание получить хорошую оценку выходит на первый план. У школьника появляется настоящая зависимость, поэтому когда он получает неудовлетворительные оценки, то его жизнь кажется ему неудавшейся. У этого механизма есть физиологическое обоснование: дело в том, что положительная оценка способствует выплеску дофамина и эндорфинов, которые отвечают за вознаграждение. Постепенно ученик перестает учиться ради знаний и нацеливает все свое внимание на оценки - то есть выполняет минимум необходимых действий, но не более. Естественно, что это совершенно не учит его самостоятельности и мышлению, и ученик привыкает трудиться только за что-то.

Отсутствие объективности

Но, пожалуй, самая большая проблема пятибалльной системы оценок - это отсутствие объективности. Велика ли разница между «двойкой» и «тройкой»? Представим себе ученика, которому плохо дается грамматика. Он пишет контрольную и допускает 20 ошибок и получает «двойку». Долго работает и в следующей работе делает только 8 ошибок, но в тетрадке снова красуется та же оценка. Несмотря на то, что его прогресс гораздо больше, чем у отличника, его оценивают несправедливо.

Кроме того, исследования показывают, что отрицательные оценки используются гораздо реже, чем положительные. Между «4» и «5» всего один балл, а вот разница в успеваемости огромная. Оценка приводит к тому, что дети учатся соответствовать не своим желаниям, представлениям, а мнению другого человека - взрослого, который наделен властью. Это мышление остается, и когда школьники вырастают, из них получаются взрослые, не способные самостоятельно мыслить, анализировать и принимать решения.

Итоги

Вопрос школьных оценок возникает снова и снова - в разговорах коллег, друзей и родителей. Одни считают, что это не педагогический инструмент, другие придерживаются мнения, что без этого дети и вовсе перестанут учиться. Однако на примере системы образования Финляндии мы можем увидеть, что эти страхи далеки от истины. Несмотря на то что в этой стране нет системы оценок, школьники показывают там самые высокие результаты успеваемости. На мой взгляд, оценки только вредят успеваемости школьников, и их пора упразднить.

Комментарии
Не являются, но отказаться от них нам трудно