Социальная адаптация

Впервые с отказом идти в школу родители встречаются, когда ребенок идет в первый класс. В этом случае начинается социальная адаптация, потому что ребенок привык быть в другой атмосфере. Новое место и коллектив он воспринимает как враждебное место, ему хочется домой. Ребенок чувствует себя чужим в школе, не может найти общий язык с одноклассниками, не знает, как общаться с учителями.

Если это ваш случай, начните активную социализацию ребенка. Пусть он сам ходит в ближайший магазин, пока вы сидите на лавочке, съездит куда-нибудь на автобусе или трамвае со взрослыми, но не с родителями. Например, с бабушкой. Задача родителей как можно чаще и полнее моделировать ситуации, в которых малыш должен действовать самостоятельно. Только не предъявляйте ему требований, не ругайте за мелкие оплошности, потому что с первого раза правильно выполнять нужные действия получается не у всех. Период адаптации может длиться от месяца до полугода, после этого тревожность малышей снижается до минимума.

Старшая школа

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тут подключается и проявление особенностей характера. Чаще всего тревожность нарастает из-за страха, что его накажут за плохие оценки, потому что он боится отвечать у доски и допустить смешную ошибку. Довольно часто ребенок не может найти общий язык с кем-то из учителей, чувствует себя слабым и боится старших ребят, которые, например, могут отнимать вещи и карманные деньги.

В этом случае родителям нужно как можно больше уделять детям внимание, не считать, что ситуация разрешится сама. Лишь небольшой процент школьников могут справиться с проблемами самостоятельно и найти свое место в школьной жизни. Большинству же нужна серьезная, продолжительная помощь.

Помощь родителей

Для начала нужно правильно понять тревожность ребенка и принять ситуацию как есть. Почаще искренне интересуйтесь жизнью, мыслями своего ребенка, задавайте вопросы о том, какие чувства он испытывал в зависимости от той или иной ситуации, расспрашивайте о любимых уроках. Никогда не спрашивайте только об оценках, обязательно интересуйтесь, за что их поставили. Это даст возможность сделать акцент на талантах ребенка и лишний раз похвалить его за проделанную работу. Если вы замечаете у ребенка синдром отличника, доходчиво, возможно, несколько раз объясните малышу, что многого не знать - это нормально и ничего постыдного в этом нет. Взрослые тоже не все знают и постоянно учатся новому.

У ребенка всегда есть какие-то проблемы, поэтому ни в коем случае не обесценивайте их, но и не раздувайте проблему. Не выучил стихотворение - ладно, бывает, но впредь пусть старается делать уроки полностью.

Даже если малыша дразнят одноклассники, не спешите звонить с разборками родителям обидчика. Да и вообще, как можно дольше не вмешивайтесь в ситуацию. Если дело принимает дурной оборот, поговорите с учителем и директором школы, но так, чтобы никто из ребят, в том числе ваш ребенок, не знали об этом.

Домашние правила

Чтобы на новом жизненном этапе ребенок не замкнулся в себе, станьте для него примером: делитесь своими переживаниями, тревогами, трудностями на работе и обязательно рассказывайте, как вы справляетесь со всеми трудностями. Вы должны стать примером для ребенка в том, как расслабляться и выражать адекватные эмоции.

Также психологи рекомендуют обратить внимание на домашнюю атмосферу. Ребенок может сопротивляться школе только потому, что дома ему веселее, никто не заставляет читать и писать. Дома бесконечные мультики, вкусная еда, сладости. Установите режим.

Если у ребенка нет явных признаков болезни, постарайтесь договориться с ним о том, что, например, заберете его пораньше из школы. Если малыш все-таки остался дома, не пускайте ситуацию на самотек. Никаких мультиков, сладостей и игрушек. Пусть читает книгу или решает математические задачки. Это покажет, что дома не так уж весело. Когда малыш поймет всю скуку домашнего времяпрепровождения, он сам захочет вернуться в шумный класс к друзьям и преподавателям.