Хорошо учился - купили приставку. Платить ли ребенку деньги за оценки в школе (и если поощрять, то как лучше)

Практика оплаты школьных оценок детям - весьма противоречивый вопрос, который вызывает много споров среди родителей и педагогов. С одной стороны, это может стать хорошей мотивацией для ребенка улучшить свою успеваемость. Но с другой - существует риск негативных последствий для его развития. Что же делать?

Платить надо: три аргумента за

Есть родители, которые твердо стоят на своем - они убеждены, что лучше материальной мотивации в этом мире ничего нет. Мол, пусть ребенок с первых лет жизни получает деньги за успеваемость. Как на работе: сделал план - получил зарплату. И логика в этом действительно есть.

Деньги мотивируют ребенка лучше учиться

Получая вознаграждение за хорошие результаты, он будет прилагать больше усилий. Это очень актуально для детей, которым сложно самостоятельно найти мотивацию.

Некоторые школьники по своей природе почти неактивны, им сложно самим себя заставить как следует учиться. Нужны дополнительные стимулы извне, чтобы захотелось прилагать больше усилий. Денежное поощрение за хорошие оценки как раз может оказаться тем самым толчком, который нужен.

Имея мотивацию, дети начинают усерднее готовиться к урокам, тщательнее выполнять домашние задания, чтобы получить вознаграждение. Оплата оценок помогает переключить внимание ребенка с развлечений на учебу, повысить его успеваемость. Что в этом плохого?

Такой подход учит ребенка связывать усилия с результатом

Мальчик или девочка быстро начнет понимать, что хорошие оценки - это не само собой разумеющееся, а заслуга, за которую полагается награда. Такой воспитательный прием помогает ребенку осознать, что успех напрямую зависит от приложенных им усилий. На конкретном примере школьник учится тому, что надо работать, чтобы получить желаемое вознаграждение. Это, между прочим, ценный урок, который в дальнейшем поможет ребенку достигать целей и ответственно подходить к реализации самых разных задач.

Оплата оценок позволяет родителям контролировать успеваемость ребенка

Давайте будем честны: порой родителям бывает непросто уследить за тем, как ребенок справляется с программой, особенно если он стесняется рассказывать о проблемах и боится признаваться в двойках, тройках. А оплата оценок позволяет видеть картину целиком, причем своевременно. Ребенок начинает отставать - можно вмешаться, не теряя времени.

Кроме того, денежное поощрение помогает стимулировать ребенка двигаться дальше. Мама с папой могут хвалить сына или дочь за улучшение оценок, вознаграждать за повышение успеваемости. На фоне этого ребенок ощущает свою ценность и родительское внимание.

Есть и обратная сторона: три аргумента против

Однако не все так радужно. У метода денежной мотивации успеваемости есть и негативные стороны. Надо признать, их гораздо больше, чем преимуществ. Но мы рассмотрим ниже тоже 3 негативных фактора, которые тоже стоит учитывать, внедряя "прейскурант" за пятерки и четверки.

Ребенок будет ждать награды за все, что делает

Все может дойти до того, что школьник начнет воспринимать учебу не как возможность получить знания, а лишь как способ заработать денег (или получить какую-то другую выгоду, например новенькую приставку). Это может сильно снизить его внутреннюю мотивацию и интерес к учебе как таковой. Более того, со временем его кругозор сузится и сильно ограничится.

Вы должны понимать: денежная мотивация хорошо работает только в краткосрочной перспективе. Как только ребенок привыкнет к денежным стимулам, он сразу перестанет учиться ради самого процесса обучения. Ему будет сложно найти в себе силы и желание трудиться над заданиями, если нет награды. Хорошо ли это отразится на успеваемости? Как только закончатся деньги, оценки сразу станут плохими.

Оплата оценок не учит ребенка ответственности

Вместо того чтобы полагаться на свои силы и прилагать максимум усилий, при таком подходе дети начинают рассчитывать на внешнее вознаграждение. Ребенок понимает, что хорошие отметки - это никакая не заслуга, а способ получить деньги от родителей.

В большинстве случаев это мешает развитию у ребенка важных качеств (например, самодисциплина, целеустремленность, ответственность). Вместо того чтобы брать на себя ответственность за учебу, мальчик или девочка будут ждать, когда на голову свалится новое вознаграждение.

Важно понимать, что в долгосрочной перспективе это точно не отразится хорошо на характере ребенка. Если у него так и не появится опыт преодоления трудностей, он начнет сталкиваться с проблемами, которые не сможет решить. На деле они будут незначительными, но ему покажутся невероятно сложными. Почему? Да потому что материальной мотивации не будет!

Такая система портит отношения с родителями

Вместо того чтобы воспринимать родителей как близких людей, ребенок начинает рассматривать их как кого-то вроде работодателей. Учеба - работа, а мама с папой - начальники.

Все бы ничего, но такое восприятие может сильно ослабить эмоциональную связь и уровень доверия между ребенком и родителями. Пройдет немного времени, и ребенок перестанет делиться с ними своими переживаниями и чувствами. Нужны деньги - придет к маме с папой, покажет очередную пятерку. Не нужны - сына или дочь днем с огнем не сыщешь. Отношения будут портиться с каждым днем.

Но это не самая глобальная проблема. Куда хуже то, что дети, которые получают деньги за оценки, начинают рассматривать маму с папой исключительно как источник дохода. Он начнет врать о том, какие отметки получил, станет манипулировать сознанием близких людей. Главное, в голове ребенка будут одни деньги и желание заработать как можно больше. А близкие отношения с мамой и папой отойдут на второй план.

И еще один важный момент, который должны понимать родители. Если в семье несколько детей, но деньги за оценки получает только один ребенок (по любым причинам), это порождает чувство обиды и несправедливости. Учитывайте это, если хотите поощрить только одного школьника: не надо сеять разногласия между братьями и сестрами!

На самом деле вопрос оплаты школьных оценок не имеет однозначного ответа. Этот метод может принести как пользу, так и вред в зависимости от особенностей ребенка и того, как он будет применяться родителями.

Важно понимать, что в большинстве случаев искренняя похвала родителей имеет огромное значение - большее, чем деньги и подарки. Когда ребенок видит, что его старания были оценены, что их результат сделал маму с папой счастливее, это повышает самооценку и мотивирует учиться лучше. И никакие деньги для этого не нужны!

Мама с папой должны понимать, что нематериальные поощрения тоже дают свои плоды. Например, семейная поездка, посещение кафе или какого-нибудь любимого места, совместный просмотр интересного фильма тоже могут стать неплохой наградой за успехи в школе.

Способы поощрений могут быть и другими, вполне осязаемыми. Например, предложите ребенку выбор небольших подарков или игрушек, которые он сможет получить за хорошие оценки. Или используйте систему накопления баллов. Ребенок может обменивать их на желаемые вещи или развлечения. Такой подход учит планировать и управлять вознаграждением.

Главное, чтобы поощрение соответствовало возрасту и личным особенностям ребенка. То, что подходит для школьника младших классов, может не заинтересовать подростка. Хотите мотивировать - учитывайте интересы ребенка и его потребности. Это главное.

Комментарии