Правильное мнение: исторические факты о русском Православии

В России насчитывается больше 80% православных верующих. Православие представляет собой ветвь христианства. Противоречия между папством и константинопольской патриархией начались еще в IX в. Окончательный раскол произошел в 1054 г. В результате образовались Западная и Восточная церкви - католическая и православная. Восточную возглавил константинопольский патриарх.

Русь приняла православие в X в., когда князь Владимир решил наладить тесные связи с Византией. Больше четырех столетий митрополиты подчинялись константинопольскому патриарху. Однако московская церковь стремилась к собственной исключительности. И в 1448 г. Москва объявила о самостоятельности русского православия, но Константинополь, как и остальной мир, не признал его. Официальный глава, патриарх, появился у новой церкви через 140 лет.

Третье место среди христиан

Слово "православие" представляет собой кальку (дословный, покомпонентный перевод) с греческого. Это перевод на русский язык такой лексемы, как ὀρθοδοξία - "ортодоксия". Его значение - "правильное славление", другой вариант - "правильное мнение". Отсюда и существительное "ортодокс", означающее приверженца православной религии.

Православие является одним из основных и самых древних направлений в христианстве. Сложилось оно в Византии, на протяжении 1-го тысячелетия, когда проходили семь Вселенских соборов. Численность православных христиан на сегодняшний день составляет порядка 300 млн. Это третье место среди христианских направлений. Первое место занимают католики, их 1,25 млрд, второе - протестанты, которых насчитывается 800 млн.

Сегодня православие - это преобладающая конфессия:

  • в России;
  • в Белоруссии;
  • в Грузии;
  • в некоторых странах на Балканском полуострове (например, в Болгарии, Греции, Румынии);
  • на Кипре;
  • на Украине.

В противоположность ересям православие позиционирует себя как веру истинную, следующую за апостолами. Ту веру, которая запечатлена в Священном Писании и Предании. Православная церковь объединяет в себе автокефальные поместные церкви, которые административно независимы друг от друга.

Кафолическая церковь

Православной церковью исповедуется Символ веры, принятый в 381 г. на 2 Вселенском соборе. Однако ею не принимается дополнение, введенное в VII в. Западной церковью и официально принятое в XI в. Оно касается догмата о Троице и является одним из основных противоречий католицизма и православия. Речь идет о филиокве - схождении Святого Духа - как от Бога-Отца, так и от Бога-сына. Православие с этим тезисом несогласно.

Православием также признаются постановления, принятые семью Вселенскими соборами, в отличие от католической церкви, которая ориентируется на решение 21-го Вселенского собора. Православная церковь провозглашает себя как основанную и возглавляемую Иисусом Христом и единственную, кафолическую, то есть вселенскую.

Цитаты о православии

Вот размышления о православии религиозных деятелей и исследователей.

Профессор Н.Н. Глубоковский, русский богослов и историк церкви, писал:

-Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит - правильно. В этом смысле православие есть "правое исповедание" -ортодоксия- потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями. <…>

По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них. <…>

Православие не имеет "символических книг" в техническом смысле <…> Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда – какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?! <…>

Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых "символических книг", потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого "источника воды живой" (Апок.21:6) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.

Священник Григорий Григорьев, протоиерей РПЦ, отмечает:

-Бог - Он для всех народов. Это не значит, что все религии одинаковы, вовсе нет, православие - это религия, когда лестница была спущена с неба. Но когда люди пытаются строить лестницу в небо…, возможно, они не знают о той лестнице.

Иеромонах Макарий (Маркиш), иеромонах РПЦ, церковный публицист, пишет:

-Каково то главное свойство православной жизни, лежащее в самой ее основе, по которому можно определить, не уклонились ли мы от Православия? Свойство это - регулярное и сознательное участие в Святых Таинствах Покаяния и Евхаристии.

Православие в разных странах

Архимандрит Кирилл, который был духовником Троице-Сергиевой лавры и одним из самых почитаемых в XX-XXI вв. старцев РПЦ, которого называют "всероссийским духовником", говорил о различиях в конфессиях православной церкви следующее.

Православный мир является весьма разнообразным. Несмотря на то, что в православии имеется определенный набор правил и норм, жизнь гораздо шире, чем эти установления. Это определяется рядом причин, среди которых можно назвать исторические, культурные, общественно-политические, соответствующие конкретной ситуации, а также бытовые различия.

Так, в русской церкви прихожане во время службы не сидят. В то время как в греческой и во многих других в храме стоят скамейки. Греки исповедуются раз в месяц, а русские - перед каждым причастием. Но у греков беседа с духовником основательная.

В системе управления церквей тоже есть различия. Так, власть в греческой церкви не предполагает жесткой иерархии. Архиепископ Афинский, который является предстоятелем церкви, лишь председательствует в Синоде. А решения, принятые им лично, не влияют на жизнь отдельных епархий.

Что касается РПЦ, то здесь наблюдается противоположная ситуация. Это связано как с обстоятельствами исторического характера, так и с харизматичностью отдельных предстоятелей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы интересуетесь историей православия?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.