Ломаем стереотипы: реальная жизнь семьи рабочего до революции в фотографиях и документах
Сегодня ходит множество версий о том, как жил рабочий люд в дореволюционной России. Существует версия, что голодал народ нещадно, жил в халупах, ходил в тряпье, рваные башмаки подвязывал бечевками. Все поголовно были необразованными, и женили молодых людей насильно, не спрашивая их мнения. А так ли все было на самом деле? Давайте посмотрим на историю страны непредвзято и сломаем стереотипы, активно насаждаемые социалистической идеологией.
Ранние браки против воли молодых
Говорить о том, что мнения невесты никто не спрашивал, неверно. Белова Анисья Ивановна (1896-1975 гг) выходила замуж за рабочего Трубного завода в Самаре (позднее он стал называться заводом имени Масленникова) в 1914 в возрасте 18 лет. Хотя в городе венчаться в церкви девушкам можно было уже в 16. Но не раньше! Все бракосочетания девиц до 16 лет происходили в обход законам, в основном выписывались липовые справки, в которых менялась дата рождения.
Живя на положении круглой сироты в семье своего дяди, она, конечно, прислушивалась к мнению отчима и мачехи. Но двоих из потенциальных женихов, предложенных родителями, она отмела безоговорочно.
А вот слесарь Степан Николаевич Уланов (1888 – 1943 гг), переехавший в Самару из Мелекеса, ей приглянулся, и она дала свое согласие.
Правда, тут вмешался отчим. Он поставил жениху условие, что свадьба состоится, если у того будет собственной дом. Поэтому дожидаться свадьбы пришлось еще два года.
Девки в сарафанах и кокошниках
Зато жениху после сватовства была подарена фотография невесты. Она была сделана в 1912 году.
На ней у девушки красивая прическа, сделанная по моде тех лет, клетчатое платье с рукавами реглан. Украшает наряд большой белый вышитый воротничок с кружевами по краям.
Когда дотошные внуки у бабушки Анисьи спрашивали, где ее сарафан и кокошник, она отмахивалась: «Это только деревенские девки в сарафанах форсили. Мы в городе старались моды придерживаться. Отец газету выписывал, там фотографии модных платьев смотрели. Мы с матерью смотрели и старались сшить похожие».
Старые газеты, и правда, имели рубрику, где освещались вопросы моды.
Рабочие в кирзовых сапогах, телогрейках и портках
Жених Анисьи был привлекательным молодым человеком. Он даже в какой-то мере был франтом. После смерти бабушки в ее сундуке были найдены две жилетки от костюмов-тройка. Одна из них была изготовлена из палевого цвета хлопкового бархата с рельефным вдавленным рисунком и позолоченными пуговицами.
Часы на цепочке и позолоченные запонки с необработанным александритом бабушка в войну обменяла на продукты. Кстати, туда же ушли серебряные цепочка Анисьи и браслет, подаренный мужем на свадьбу.
В телогрейке Степан ходил только на работу. Дома он всегда мылся в тазу и переодевался. А в выходные и на праздниках, когда семья гуляла по набережной или ходила в гости, его одежда мало отличалась от той, которую носили дворяне.
То, что рабочие в городах тоже старались следовать моде, видно по первой семейной фотографии. Стереотипу постоянно ходить в телогрейках и портках придерживались только приезжие из деревень на заработки многодетные крестьяне, ставшие разнорабочими на заводах.
Кстати, снимок был сделан заезжим фотографом после свадьбы в 1914 году прямо на кухне в доме. Печку пришлось завесить какой-то тканью, а на пол постелить что-то наподобие гобеленового ковра.
Молодожены по этому случаю облачились в свадебные наряды. Платье у невесты было длинное, белое, но сшитое из хлопчатобумажной ткани - мелкие складочки от сминания видны при увеличении фото. От фаты, правда, пришлось отказаться.
Позднее зять переснял фото на свою «Смену», увеличил и распечатал. Фотография размером А3 до сих пор висит в рамке на стене в доме внучки Анисьи и Степана.
Бескультурье и необразованность народа
В городах большая часть детей обучалась в церковно-приходском училище. Анисья имела свидетельство о его окончании и похвальную грамоту за отличные успехи.
У Степана тоже за плечами было такое училище. Кстати, брат его Петр даже сам работал учителем в 1911 г. в церковно-приходской школе Ставропольской губернии.
Социальная принадлежность определялась по тому, кем были родители. Хотя сами люди могли изменить свой статус, начав работать в другой сфере, как, например, тот же Степан и его брат Петр. Будучи от рождения мещанами, один стал рабочим, а второй перешел в интеллигенцию.
Семья Улановых не чуралась и светской жизни. Супруги нередко ходили в театр, выписывали и читали газеты, были в курсе всех городских событий. Неудивительно, что один их сын стал юристом (работал товарищем прокурора в г. Кинель), а второй - военным врачом.
Покосившиеся халупы, в которых проживало по 10-15 человек
На зарплату заводского слесаря Степан к моменту женитьбы приобрел бревенчатый дом в районе Беломорского оврага. Он ничем не отличался от остальных в улице, в которых жили те же простые люди.
До Волги было ходьбы 5 минут – ее можно было видеть, выйдя на крыльцо дома. Сейчас на этом месте стоит монумент «Ладья», и спуск к реке оборудован ступенями. Раньше купаться дети бегали по крутым тропинкам, ведущим от холмов. Зимой их использовали для катания на санках или дощечках.
В доме были сени, большая кухня, «зал» и крохотная спаленка. Печь находилась по центру, выходя в каждую из комнат одной стороной. Топилась она из кухни.
Здесь Анисья прожила до 1967 г. В родовом гнезде частенько собирались ее дети и внуки, навещали бабушку. Глава семейства умер в 1943 году от рака горла.
Нищета и убогость быта
Обстановка в доме тоже была близка к городскому стилю. В зале стоял резной черный буфет, круглый стол, деревянное кресло, на котором любил посидеть глава семейства.
Во время праздничных застолий выставлялась фарфоровая посуда: супница, тарелки, чайные чашки. До внуков дошли стеклянная сахарница с серебряной крышкой вместе с серебряными же щипчиками для колки сахара. Из того же металла были приборы: вилки, ложки.
Скотину семья не держала, хотя прежние хозяева пристроили к дому сараи для нее. Огородов и дачи у них тоже не было. Только сад во дворе дома с вишней, яблонями, терносливом и смородиной.
Сама Анисья не работала до самой смерти мужа. Она занималась домом, детьми и мужем.
Дети не в радость: Бог дал, Бог и взял
В этом доме Анисья родила шестерых детей. Вырастить до зрелого возраста удалось только троих. Первенец Леня (1915-1929 гг) умер в 14 лет от порока сердца. За 2 дня до трагического события родители пригласили фотографа, который успел сделать памятное фото парнишки.
Второй и третий сын умерли в младенчестве, не дожив и до года. Действительно, уровень медицины был тогда на низком уровне. Особенно не блистала она успехами в выхаживании новорожденных. Бабушка Анисья рассказывала, как они с мужем тяжело переживали эти утраты.
Голод и мечта попробовать сахар
Еда в доме была всегда. Это были щи, уха, окрошка, винегрет, каша, картошка, иногда макароны. На зиму квасили капусту, варили варенье, сушили яблоки.
Очень любила Анисья печь. При воспоминании о ее пирожках у внуков до сих пор сразу начинают течь слюнки. Да и булочки с маком у нее получались чудесные.
На праздники Степан баловал семью халвой, лимонадом, пряниками, конфетами-подушечками. Кстати, конфеты ели с хлебом.
Рассматривая ретро-фотографии и документы прошлых лет, сравнивая данные с информацией, которую активно вбивали учащимся в советских школах, начинаешь сомневаться: а действительно ли положение рабочих было таким тяжелым и безрадостным, как хотели показать идеологи строителей коммунизма? Не сгущали ли они краски, описывая вечно голодных и грязных детей рабочих? Может быть, в качестве примеров брали семьи, где отцы любили прикладываться к бутылке и не имели пристрастия к работе?
А вы как думаете? Не стесняйтесь, спорьте!
Доказательство, что люди – мои реальные родственники: вот здесь другой год, из тех же лиц тётка Тамара с мужем, они во втором ряду справа. Достаточно?
Вот как он описывает жизнь среднего крестьянина царских времён..
Старший бабушкин сын, после объявления власти большевиков в городе, тоже купился на большевистскую пропаганду (прибегал с винтовкой домой чаю попить) и принял участие в зачистке белогвардейских "банд". Только когда он увидел, что настоящие банды это как раз большевики, то бежал во Францию.
К оружию народу надо было приложить свободолюбие вместо рабской покорности вождю, вожаку, пахану и т.д. Вот тогда красная армия не набрала бы и нескольких тысяч. А если бы народу ещё и способность к критическому мышлению, то её численность составила бы единицы, что равноценно её отсутствию.)
Для заградотряда совсем необязательна большая численность, и тем более равная численности армии. Достаточно небольшого отделения, чтобы удержать от отступления роту. Ведь заградотряд не столько боевая мощь, сколь психологическое оружие. Его сила
Мне ничего не известно про заградотряды 20-е годы, но несомненно наличие всяких там политруков со своими приспешниками, которые выполняли свою роль устрашения. В любой армии, кроме наёмной, основная масса контингента воюет вынужденно, и по большей част
Рабская покорность русского народа (будет точнее сказать народа России), к моему величайшему сожалению, не миф, а скорбная реальность. Посмотрите на другие страны - малейшее
Я не думаю, что народ России генетически ущербен. Тут скорее по воле обстоятельств произошла так называемая отрицательная селекция. С
Напрасно объвиняете меня в очернительстве. Очернительство есть намеренное представоение в невыгодном свете чего-либо в своекорыстных целях, с использованием лжи и наветов. Мне же ложь противна и мерзка. Зато истина мила, и ради неё за свою жизнь я много терял, но не жалею об этом. Россияне, если хотят излечи
Что касается бунтов, то бунтуют как раз рабы. Сначала бунтуют с топорами и вилами, потом "бунтуют" стоя на коленях перед барской усадьбой.) Штука в том, что поднять рабов на бунт
Акунина не читал от слова СОВСЕМ