Как строительство знаменитого Стоунхенджа связано со свиным жиром? Подробности о транспортировке гигантских камней

Стоунхендж, как известно, не сразу строился. Возведение этого мегалитического комплекса продолжалось с перерывами почти тысячу лет. И лишь на сравнительно позднем этапе строительства, в конце III тысячелетия до н. э., в Стоунхендже появились конструкции из больших камней.

Споры о том, как именно древние жители равнины Солсбери доставляли массивные каменные глыбы к месту их установки, ведутся очень долго. Согласно гипотезе, предложенной группой ученых из Университета Ньюкасла, транспортировку камней облегчало использование… свиного сала.

Трудно тащить камень

Исследователи Стоунхенджа неоднократно предпринимали попытки выяснить, насколько сложно было перемещать мегалиты от места добычи к строительной площадке. Огромные сарсеновые (песчаниковые) блоки, образующие большой круг, доставлялись, по-видимому, из каменоломен в трех десятках километров к северу. Казалось бы, недалеко, но вес этих валунов огромен – 20–25 тонн, а у центральных трилитов – до 40 тонн.

Так называемые синие камни – долеритовые валуны, установленные, как считается, несколько раньше, весят гораздо меньше – до 5 тонн, однако поблизости таких камней нет. Ученые выяснили, что эти валуны добывались на холмах Пресели-Хиллз, в Уэльсе, и для доставки их к Стоунхенджу требовалось преодолеть около 300 километров по пересеченной местности. Немало, даже если учитывать, что часть расстояния могла быть пройдена водным путем.

Так или иначе, все эксперименты показывают, что люди использовали деревянные волокуши, под которые подкладывались катки из бревен. В опытах 2016 года десять человек перемещали камень весом в тонну на один километр приблизительно за 40 минут. Так что большей группе рабочих по силам доставить каменный блок от Пресели до Стоунхенджа за 10–12 дней. Команда археологов во главе с Лизой-Мари Шиллито попыталась ответить на вопрос в том, облегчали ли как-то эти люди свою тяжелую работу.

Следы на глиняных сосудах

Рядом со Стоунхенджем, а также вблизи других аналогичных доисторических памятников, археологам часто попадаются кости свиней, а в поселении Даррингтон-Уоллс, что находится неподалеку от Стоунхенджа и датируется той же эпохой, были найдены фрагменты глиняных сосудов со следами жира. Анализ показал, что значительная часть его представляет собой остатки смальца – растопленного свиного сала.

Историки полагают, что большое количество подобных находок свидетельствует о том, что здесь приготовлялось очень много мяса, – возможно, для того, чтобы организовать питание большого количества людей, участвовавших в строительстве.

Изучение костей показало, что жителям Даррингтон-Уоллс, похоже, не требовалась для приготовления свинины какая-либо посуда: туши целиком зажаривались на вертелах. Откуда же тогда взялся свиной жир на стенках горшков? Кроме того, исследователи обнаружили, что размерами и формой сосуды с наиболее высокой концентрацией остатков смальца напоминают ведра или корзины, а не миски для употребления пищи.

Для чего служило сало

Шиллито предположила, что эти большие горшки использовались для сбора вытапливаемого жира при жарке свиных туш. Смалец, по ее мнению, не предназначался для пищевых целей. Его применяли как смазочный материал для деревянных волокуш, на которых каменные блоки доставляли в Стоунхендж.

Жиром могли покрывать и поверхность камней для того, чтобы легче было затаскивать их на сани и снимать после доставки.

В пользу гипотезы, высказанной Шиллито и ее сотрудниками, говорит и тот факт, что молекулы липидов на черепках отличаются хорошей сохранностью. Если бы жир долго подвергался воздействию высокой температуры при готовке в посуде, степень разрушения молекул была бы более высокой.

Сомнения остаются

Не все ученые согласны с выводами археологов из Ньюкасла. Одно из возражений состоит в том, что для использования смальца при транспортировке его не нужно было запасать непосредственно около Стоунхенджа, а затем нести с собой к месту добычи камня.

Кроме того, к сомнениям некоторых ученых располагает химический анализ обуглившихся остатков органического вещества на черепках. Их можно рассматривать как свидетельство того, что горшки все-таки использовались для приготовления пищи.

«Интересно было бы изучить возможные маршруты транспортировки и их археологию, чтобы поискать на стоянках подобные керамические фрагменты с остатками жира», – отмечает Шиллито. Обнаружение их стало бы сильным доводом в пользу гипотезы о смазывании саней-волокуш. Так что лишь дальнейшие исследования покажут, кто из ученых прав и как в действительности мегалиты везли в Стоунхендж.

А что вы думаете о транспортировке больших камней к Стоунхенджу?