Отражение света звезд: как ученые могут понять, что на далеких планетах есть вода

Астрономы всего мира уже много десятилетий работают над обнаружением признаков жизни на других планетах. Главным из них является наличие на космических объектах воды. Недавно специалисты сделали заявление, что нашли две экзопланеты за 218 световых лет от Земли, полностью состоящих из воды. Но как ученым удалось это выяснить? И на чем вообще строятся предположения о том, что на далеких от нас планетах есть вода? Это действительно интересно.

Секрет дальних планет

Kepler-138 c и Kepler-138 d — две экзопланеты, которые находятся в созвездии Лиры и вращаются вокруг слабого красного карлика. Ученые считают, что они обе состоят из воды, которая является основой для существования жизни. Но как они это поняли это, ведь планеты находятся так далеко, что космическому кораблю, летящему со скоростью около 17 000 миль в час, потребуется более восьми миллионов лет, чтобы добраться до них?

Астрономы ищут крошечные провалы в звездном свете, чтобы найти далекие миры. Большинство экзопланет обнаруживают с помощью так называемого транзитного метода. Это означает, что телескоп, который ищет планеты, наблюдал за ними бесчисленное количество раз, когда они проходили мимо своей главной звезды. Таким способом ученые с 1992 года обнаружили 5241 планету за пределами нашей Солнечной системы.

Для того чтобы выяснить, есть ли на экзопланетах или планетах вокруг других звезд условия для возникновения жизни, исследователи измеряют химический состав их атмосфер. Для этого они смотрят на диаграммы, называемые спектрами. Они показывают, как свет звезд фильтруется через атмосферу, отражаясь на различных длинах волн, которые соответствуют разным молекулам.

Как стало известно, что на этих двух планетах есть вода?

При поиске жизни на далеких мирах астрономы обычно ищут компоненты, поддерживающие земную жизнь, — жидкую воду, непрерывный источник энергии, углерод и другие элементы. Ученые пришли к выводу, что в Kepler-138 c и Kepler-138 d есть вода, благодаря данным космического телескопа «Хаббл» и ныне несуществующего космического телескопа «Спитцер».

Исследователи сравнили размеры и массы планет в этой звездной системе и обнаружили, что Kepler-138 c и Kepler-138 d имеют примерно одинаковые массу и размер. Каждый из них примерно на 20% больше нашей планеты. Исследовательская группа также пришла к выводу, что, вероятно, половина объема двух экзопланет состоит из материалов, которые легче камня. Был сделан вывод, что это вода.

На экзопланетах есть океаны глубиной 2000 километров

Мы часто думаем о Земле как о голубой планете, покрытой океанами. Но оказывается, в других мирах гораздо больше воды, чем на Земле. У нас средняя глубина океанов составляет 3,7 километра, но в случае Kepler-138 c и Kepler-138 d водная атмосфера имеет глубину около 2000 километров.

Миры, богатые жидкой водой, могут быть не такими редкими во Вселенной, как считали астрономы. В августе 2022 года другая группа исследователей обнаружила планету TOI-1452 b, которая потенциально может быть покрыта глубоким океаном. Для подтверждения присутствия океана потребуются последующие наблюдения с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба.

Также вода есть на спутнике Юпитера Европе и спутнике Сатурна Энцеладе. Оба объекта имеют океаны под слоем льда. Теперь, когда исследователи начали находить целую кучу богатых водой миров, стоит задача выяснить, какая жизнь может там существовать. Это будоражит умы ученых и всех, кому интересна тема космоса, но пока эти вопросы остаются без точных ответов.

А вы верите, что разумная жизнь есть не только на планете Земля?