Дети и голосовые помощники с ИИ: как родителям научить ребенка критическому мышлению и оградить от информации, не соответствующей его возрасту

Дети охотно знакомятся с новыми технологиями, впитывая новую информацию о различных гаджетах и передовых функциях. Не являются исключением и голосовые помощники на базе искусственного интеллекта (ИИ). Многие дети с огромным интересом наблюдают за тем, как родители общаются с виртуальными ассистентами наподобие Алисы. Но как взаимодействие с голосовыми помощниками может влиять на самого ребенка?

Пусть и частичное, но погружение в виртуальную реальность требует определенной подготовки даже от взрослых людей. Умные технологии делают цифровое пространство все более правдоподобным, стирая границы между реальностью и вымыслом. Для детей пребывание в такой среде может быть крайне вредным, если их не готовить соответствующим образом. И взаимодействие с голосовыми помощниками как раз может стать первым серьезным испытанием на этом пути.

Фактор влияния на развитие

Познание мира - одно из самых важных занятий ребенка. Он накапливает информацию обо всем, что его окружает. Ему нужно со многими вещами познакомиться, понять их устройство, закономерности и характеристики.

Различные источники информации в этом процессе могут играть большую роль, поэтому дети ищут и высоко ценят тех, кто может им рассказать что-то новое. Попросту ребенок ищет того, кто будет отвечать на вопросы.

Тут-то и появляется Алиса с ее багажом знаний. Она может стать отличным собеседником для ребенка, формируя и особую модель его обучения. И одно из главных отличий такого обучения будет заключаться в отсутствии поправки на возраст.

Вне возрастного контекста

Родители, общаясь с ребенком, всегда помнят об особенностях его возраста на данный момент и придерживаются соответствующего уровня беседы. Но не стоит ожидать этого же от голосового помощника. По крайней мере, не во всех культурных и этических аспектах Алиса сможет придерживаться нужного содержания и стиля в разговоре с ребенком.

Есть темы, которые требуют деликатного обсуждения с детьми и подростками. И только при участии родителей такие вопросы могут подниматься. Поэтому между ребенком и голосовым помощником обязательно должен быть взрослый. Одной из его задач будет обучение восприятию информации от ИИ. Ребенок должен относиться к ней критически, по возможности проверяя и даже анализируя факты.

Развитие критического мышления

Дети, как и взрослые, могут пользоваться критическим мышлением. В ранние годы это мышление может выражаться в простых формах. Например, ребенок может на пару секунд остановиться и задуматься над ответом, который дала Алиса. Также он может поразмыслить и над задаваемым вопросом, прогнозируя возможные ответы.

Важно объяснить ребенку, что в принципе не вся информация может быть полезной. Иногда ограничение информационной среды является преимуществом. В таких условиях люди учатся взвешивать информацию, ценить достоверные данные и критически относиться к сомнительным источникам.

Навык распознания правдивой и полезной информации может быть одним из самых важных в период познания окружающего мира и дальнейшего развития вплоть до совершеннолетия.

Способность к критическому анализу будет необходима на протяжении всей жизни и во всех сферах деятельности, но именно в раннем возрасте формируются важные зачатки этого навыка.

Роботы вместо людей

У ребенка может сформироваться неверное представление о том, как люди общаются друг с другом и обмениваются информацией/знаниями. Технология ИИ показывает пример быстрого и простого ответа, который основывается на таких же простых командах и запросах. В дальнейшем ребенок будет ждать того же и от людей, поскольку он не знал иных, более сложных моделей социального взаимодействия.

Проблема может усугубиться и в других аспектах, связанных с построением межличностных отношений. Проблемой станет привязанность к гаджетам и виртуальным "друзьям". Та же Алиса может стать заменителем настоящего друга или подруги. Не исключена односторонняя эмоциональная связь с голосовыми помощниками.

Опасности мира образов

И вновь возникает проблема сохранения четкого разделения между реальным миром и виртуальным. Для детей ощущение этой разницы может быть и вовсе недостижимым.

К примеру, маленький ребенок может верить, что внутри устройства живет настоящий человек. На каком-то этапе к этому можно относиться как к развлечению или забавной игре, но длительное поддержание таких образов в голове на фоне правдоподобного голосового общения разовьет ложные представления и о человеческом общении.

Одним из способов разграничения виртуального и реального миров может стать и соответствующее обозначение голосового помощника как гаджета. Ребенок должен понимать, что Алиса не более чем говорящий компьютер, хоть и с некоторыми признаками человека.

Сохранение конфиденциальности

Исследователи взаимодействия детей с голосовыми ИИ беспокоятся по поводу влияния такого общения на языковое, социальное и моральное развитие юных пользователей. К этому же добавляются более приземленные проблемы хранения личных данных и в целом сохранения конфиденциальности.

До конца еще неизвестно, как именно данные пользователей могут обрабатываться. Но точно известно, что собираемая ИИ информация в итоге может оказывать влияние на поведение людей. К примеру, это может проявляться в выработке маркетинговых стратегий и формировании определенных покупательских привычек.

Дети еще больше подвержены влиянию на эмоциональную и чувственную сферу. Они в большей мере зависят от стороннего мнения и пока еще не могут отстаивать свое собственное.

Имеет место и проблема использования голосовых помощников хакерами. Теоретически злоумышленники могут завладеть информацией, которую копят виртуальные помощники в своих базах данных. С этой точки зрения задача родителей заключается в поддержании оптимального уровня безопасности, которая кроме прочего будет обеспечиваться регулярными обновлениями.

Важность родительского контроля

Не стоит забывать и про родительский контроль с детским режимом использования голосовых помощников. Опять же, такие настройки являются важным условием, если речь идет о беседах с детьми. Но есть множество нюансов общения, которые невозможно просчитать в режиме автоматики.

Даже широкие возможности адаптации Алисы под управление со стороны ребенка не смогут полностью обезопасить такое взаимодействие. И эти пробелы поможет компенсировать сам ребенок. Дети растут, учатся и развиваются, осваивая полезную информацию в области высоких технологий. Родители могут дать правильное направление такому развитию, обучая эффективному и безопасному управлению техникой.

Заключение

Как бы то ни было, системы ИИ нас окружают повсюду, и полностью оградить от них ребенка не получится. В будущем присутствие разного рода роботов в нашей жизни только увеличится, и растущие дети должны быть к этому готовы. В этой подготовке и могут быть полезными голосовые помощники. Их простой функционал позволяет детям знакомиться с азами и принципами, по которым работает компьютерная техника и устройства на базе ИИ.

Виртуальные ассистенты уже являются нормой для взрослых и детей. Но в отличие от своих родителей, ребенок может не понимать важных особенностей таких собеседников. Именно этому важно учить детей в первую очередь, приобщая их к сложному миру искусственного интеллекта.

Комментарии