Отсутствие мотивации: как возникает привычка «откладывания на потом»
Привычка откладывать все «на потом» свойственна многим людям. К сожалению, она часто перерастает в хроническую прокрастинацию. В итоге продуктивность снижается, а человек начинает чувствовать себя неуверенно, поскольку никак не может добиться поставленных целей и осуществить задуманное. К счастью, при должном желании от этой пагубной привычки можно избавиться.
Не цепляйтесь за незавершенное дело
Нет ничего более изнурительного, чем тянущее вас вниз незаконченное дело. И чем дальше вы откладываете его решение, тем тяжелее становится груз, который вы ощущаете. Тут есть три варианта:
- Сделать все сразу. Вот так, не подыскивая себе оправдания и не отмахиваясь фразой «завтра сделаю».
- Постоянно отвлекаться на всякую ерунду и заканчивать работу в последнюю минуту.
- Просто забыть о своих обязательствах, ничего не делать, а потом приходить в липкий ужас от последствий.
Все мы понимаем, что это выбор без выбора. Нужно научить себя дисциплине и всегда следовать первому варианту. Вы поставили будильник на 6 утра? Значит, вы сделали это для чего-то важного. Вам это надо. Поэтому не нужно просыпаться от назойливого звонка, нажимать кнопку «отложить» и спать до полудня. Начинать меняться надо с таких мелочей.
Почему мы все откладываем «на потом»?
Причин на самом деле может быть много. И вот лишь некоторые из них:
- Лень. Банально и просто. Вам не хочется делать какую-то работу, прилагать усилия – вы бы лучше занялись чем-то интересным. Например, поиграли в игры, посмотрели сериалы, пообщались с друзьями.
- Отсутствие мотивации и скука. Вы не занимаетесь делом потому, что оно попросту не доставляет вам удовольствия. Не хочется и все. Неохота тратить свое ценное время на что-то нудное.
- Перфекционизм. Еще одна причина! Перфекционисты могут до конца откладывать какое-то дело, потому что не уверены, что сейчас – тот самый момент, когда они смогут выполнить все идеально.
- Переоценивание самого себя. Вы думаете, что задача очень проста и с ней можно справиться за пару часов. А в итоге оказывается, что там дел невпроворот. Разумеется, берясь в итоге за такое дело, вы ничего не успеваете.
- Вечная погоня за дедлайном. Многие люди любят оправдываться: «Я откладываю все "на потом", потому что работаю более эффективно, осознавая, что у меня осталось всего пару дней». Как еще принято говорить: «Сделаю за час в течение недели».
Но на самом деле по какой бы причине вы ни прокрастинировали, нужно себя от этого отучать. Иначе потом можно оказаться по уши в незавершенных делах и долгах.
Как преодолеть прокрастинацию
Есть несколько советов, и возможно, некоторые из них вам помогут:
- Создайте список дел. Конкретизируйте каждую задачу, поставьте рядом крайние сроки, в которые нужно уложиться. При необходимости распишите все шаги, которые вы совершите для достижения цели, а также обозначьте, сколько времени понадобится на каждый из них.
- Не бойтесь начинать. Это всегда самое тяжелое! Но ваш мозг, если вы приступите к работе, «активируется», перейдет в состояние продуктивности и бодрости, после чего дело пойдет как по маслу.
- Устанавливайте самые сжатые сроки. Научно доказано: чем сильнее отсрочено событие, тем ниже желание браться за его осуществление.
- Сначала решайте самые важные задачи. Прям с самого утра! На пике бодрости человек находится примерно до обеда, после чего концентрация ослабевает, и желание трудиться – тоже. Так что целесообразно с утра сделать все самое сложное и ответственное.
- Устраните отвлекающие факторы. Отключите уведомления в соцсетях, выключите телевизор, изолируйтесь от людей. Ничто не должно мешать вашей работе.
- Усложните себе задачу. Зачем? Затем, что человек чувствует себя более удовлетворенным, когда осознает, что справился с поистине трудной задачей.
Не забывайте себя вознаграждать!
Пожалуй, это самый распространенный способ. Как только вы выполнили какую-то задачу, похвалите себя. Важно зафиксировать своеобразный «момент счастья» по завершении работы. Это позволит вам на подсознательном уровне начать получать удовольствие от работы либо как минимум понимать, что трудитесь вы не напрасно. Со временем вы начнете реже откладывать задачи «на потом», так как будете знать – все это в ваших же интересах.