Спонсор Чайковского: почему Надежда фон Мекк 13 лет снабжала композитора деньгами, но не хотела встречаться с ним лично

Музыка Чайковского не знает ни границ, ни времени. Она до сих пор радует людей с хорошим музыкальным вкусом. Творчество Петра Ильича заслужило мировую любовь, популярность и признание. Вероятно, композитор написал бы намного меньше произведений, если бы не помощь русской меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк.

Щедрая меценатка

Наиболее ярким событием в жизни Чайковского стала его тринадцатилетняя переписка и дружба с фон Мекк. Ее муж, железнодорожный магнат Карл Федорович фон Мекк, умер в 1876 году, оставив ей большое состояние, которое дало ей возможность стать меенаткой. Долгие годы она покровительствовала Петру Ильичу. Надежде очень нравилось его творчество, и меценатка часто заказывала у него написание произведений за щедрую оплату. Женщина даже предложила Чайковскому годовое содержание в размере шести тысяч рублей. Для Надежды Филаретовны это была мелочь, но по тем временам такие огромные деньги получали исключительно генералы.

Каким был Чайковский

В 1876 году на фон Мекк произвела огромное впечатление симфоническая фантазия Чайковского «Буря». Женщина решила узнать подробности жизни Петра Ильича. О нем женщине рассказал музыкант Иосиф Котек, которому меценатка помогала в то время. Выяснилось, что Чайковский небогат, холост и преподает в консерватории. У него четыре брата: Анатолий и Модест, которые вытягивали из Петра деньги, а также Николай и Ипполит, прочно стоявшие на ногах. Чайковский был непредусмотрителен, непрактичен и имел большие долги. Мужчине была присуща болезненная застенчивость, особенно в общении с женщинами. Композитора можно назвать странным человеком, но при этом очень милым: увлекающимся, восторженным и робким. Ему необходимо было писать, но практически все время он был занят зарабатыванием денег и преподаванием в консерватории.

Достойное содержание

Вскоре к Надежде Филаретовне попало новое произведение Чайковского. Баронесса играла ее в своем кабинете до самозабвения, а потом вышла оттуда с сияющим лицом, помолодев на десяток лет. Теперь фон Мекк укрепилась в желании знакомства с Петром Ильичом. Женщина давно искала талантливого музыканта, нуждающегося в помощи. Она решила освободить композитора от будничных забот, назначив ему достойное вознаграждение.

Неудачный брак

В июле 1877 года музыкант прислал Надежде Филаретовне письмо, которое поразило ее до глубины души. Мужчина сообщил ей о женитьбе на молодой поклоннице, признавшейся ему в страстной, заочной и безумной любви. Фон Мекк сильно ревновала и страдала, но так и не намекнула композитору о собственных чувствах. Баронесса боялась, что после свадьбы их переписка прекратится, и она останется в одиночестве. Но Чайковский написал ей через несколько дней после торжества, жалуясь на невозможность плодотворной работы и заверяя, что их с Надеждой дружба стала для него отрадой.

Побег от жены

Жена казалась Петру Ильичу чужой. Семейная жизнь настолько тяготила композитора, что у него даже появлялись мысли об уходе из жизни. Вскоре он сбежал от супруги за границу. А с фон Мекк музыкант наоборот сблизился: его письма стали более интимными и нежными. Покровительница Чайковского искренне за него переживала и посылала ему огромные суммы. Но поддержка баронессы была не только материальной. Надежда Филаретовна старалась поднять мужчине настроение, часто посылая ему живые цветы.

Новая пьеса

Как-то меценатка попросила друга сочинить пьесу, которая могла бы выразить «потерянное счастье, уязвленную гордость, растоптанную верность, разбитое сердце и нестерпимую душевную боль». Музыкант уловил тонкий намек и придумал для Надежды целую Четвертую симфонию. Петр Ильич писал ее несколько месяцев как раз в разгар тяжелого душевного кризиса, вызванного неудачной женитьбой. Чайковский посвятил ее фон Мекк, но баронесса предпочла, чтобы ее имя никак не фигурировало в подписи к произведению. Премьера Четвертой симфонии состоялась в столице 10 февраля 1878 года под управлением самого автора.

Две встречи

Петр Ильич понимал, что не увидит вживую лица своей покровительницы. Это было именно ее желание — не встречаться в жизни, не слышать голосов друг друга и не видеть глаз. Она верила в духовное слияние и считала, что словесный мусор, неизбежный при личном общении, испортит их отношения. Не встретились они даже тогда, когда сын фон Мекк женился на Анне Давыдовой, племяннице Петра Ильича.

Но судьба сама их свела. Фон Мекк и Чайковский встретились во время прогулки в Браилове. Надежда Филаретовна сидела с дочерью в экипаже. Петр Ильич тоже был в коляске. Композитор неловко поклонился баронессе, и она, сильно покраснев, ему ответила. Даже когда экипаж музыканта был уже далеко, меценатка все равно никак не могла прийти в себя.

В конце 1878 года произошла вторая встреча Надежды фон Мекк и Чайковского во Флоренции. Музыкант пошел в театр по билету, присланному баронессой. В антракте он с чувством удивления, умиления и любопытства рассматривал женщину в бинокль. Меценатка разговаривала со своей дочерью, и на ее лице было столько любви и нежности, что Петру Ильичу даже понравилась ее "некрасивая, но характерная внешность".

Разрыв отношений

Надежда Филаретовна переписывалась с Чайковским на протяжении четырнадцати лет вплоть до 1890 года. Семья фон Мекк стала испытывать финансовые трудности. Баронесса написала музыканту последнее письмо с сообщением о невозможности дальнейшей материальной поддержки. Петр Ильич неоднократно писал ей после этого, но так и не получил ответа.

Комментарии