Впечатляющие характеристики: Ye-150 - забытый перехватчик Советского Союза

Миг-25 – легендарный высотный сверхзвуковой истребитель, конкурентов которому среди иностранных аналогов по скорости и боевым возможностям не было. Но мало кто знает, что его появление стало возможным благодаря семейству экспериментальных самолетов-перехватчиков Ye-150/Е-150 КБ Микояна-Гуревича.

Небо на замке

В разгар холодной войны Советский Союз делал все возможное, чтобы получить преимущество над Западом, когда дело касалось контроля воздушного пространства. Согласно военной доктрине, кто владеет небом, тот побеждает на поле боя.

Правительство и Политбюро не жалели денег на военные разработки в области авиации. Финансировались самые смелые и передовые проекты. Один из них – тяжелый истребитель-перехватчик Е-150/152, известный в НАТО как Ye-150.

В 1954 году в США приступили к созданию чудовищных монстров – 115-тонных стратегических сверхзвуковых высотных бомбардировщиков носителей ядерного оружия XB-70 "Валькирия". Параллельно разрабатывался невероятно быстрый сверхвысотный самолет-разведчик Lockheed SR-71 "Черный дрозд".

У СССР на тот момент не было адекватных средств защиты. Требовалось срочно создать перехватчик. Работу поручили конструкторскому бюро Микояна-Гуревича, к тому времени создавшему первый советский реактивный самолет МиГ-9, а также отлично себя зарекомендовавшие массовые истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21.

Партия сказала "Надо!"

5 февраля 1962 года вышло Постановление Совета Министров о поручении ОКБ-155 "МиГ" разработать сверхзвуковой высотный самолет, которого не хватало в системе ПВО для отражения атак в случае масштабной ядерной войны. Так началась история семейства истребителей-перехватчиков Е-150/155, опередивших свое время. Хотя прототипы не пошли в серию, они позволили разработать ряд передовых идей, воплотившихся позже в модели МиГ-25.

В это время КБ "МиГ" уже разрабатывало линейку тяжелых истребителей этого класса под кодовым индексом И-3, И-7 и И-75 с комплексной системой перехвата "Ураган". Первый И-3 впервые поднялся в воздух в 1956-м, а последний И-75 – в 1958 году. Однако проект застопорился из-за проблем с разработкой форсажного двухконтурного турбореактивного двигателя ВК-3, в результате предпочтение отдали самолету конкурирующего КБ Сухого – Су-9.

На новый проект выделили щедрое финансирование. Новаторский одномоторный истребитель предназначался для перехвата сверхзвуковых самолетов противника, развивавших скорость до 2500 км/ч на высоте 20 км, и до 1600 км/ч на высоте 10 км. Учитывая задачи, ему приходилось нести на борту сложную тяжелую авионику, при этом сохраняя собственную высокую скорость 2500-3000 км/ч и набирая высоту до потолка 22 680 м менее чем за 10 минут.

История создания

Конструкторы небезосновательно опасались, что их детище снова столкнется с отсутствием подходящего двигателя. Прототип Е-150 оснастили крайне неудачным мотором Р-15. Он быстро изнашивался, едва мог выдержать наземные проверки и один полет, первый из которых состоялся 8 июля 1960 года.

При этом перехватчик умудрялся демонстрировать выдающиеся летные характеристики. Он показал очень высокую скороподъемность, впечатляющую максимальную скорость (2,65 Маха на высоте 19 100 м) без форсажа и феноменальный практический потолок более 21 000 м.

Второй вариант под индексом Е-152/1 (позже переименованный в Е-166) был готов в 1960 году. В начале 1961-го получили модернизированную силовую установку Р-15-300. Она была лучше по техническим характеристикам, но надежность по-прежнему хромала. 21 апреля самолет отправился в первый полет. За время испытаний выполнено 67 вылетов.

Третий вариант Е-152/2 приступил к заводским испытаниям 21 сентября 1961 года. На нем отработали новые решения и устранили выявленные недостатки конструкции.

Закрытие проекта

Всего было построено 4 варианта семейства – тестовый Е-150, за ним два Е-152 и опытный двухмоторный образец Е-152А. Последний стал роковым для всего проекта. Хотя он был оснащен для надежности двумя двигателями Р11Ф-300, 29 января 1965 года при испытаниях автопилота из-за разрушения стабилизатора самолет не вышел из штопора и разбился. Летчик-испытатель погиб.

Но проект закрыли еще в 1962 году до аварии. К тому времени устарела электроника и система вооружения, в которой большие ракеты К-9 должны были работать совместно с РЛС перехвата "Ураган-5Б". Решение было вызвано изменением концепции построения системы ПВО.

Труды не пропали даром

Впрочем, технические наработки, примененные в семействе Е-150, стали основой создания перспективного истребителя Е-155 с принципиально новым комплексом перехвата С-155, заменившим устаревший "Ураган". Разрабатывалось две версии – классический перехватчик и скоростной высотный разведчик.

На первом этапе для отработки отдельных модулей использовались модифицированные самолеты Е-152М и Е-152А. Первый прототип Е-155 поднялся в воздух в 1964 году. В мае 1972 года перехватчик под названием МиГ-25 был официально принят на вооружение. При этом серийное производство развернули гораздо раньше – в 1966-м.

Технические характеристики

Основные параметры Е-150:

  • длина самолета – 20,5 м;
  • размах крыльев – 8,8 м;
  • взлетная масса – 14,9 т;
  • скорость – до 3030 км/час;
  • дальность полета – 1470 км;
  • Практический потолок высоты – 22 680 м.

Укороченные треугольные крылья большей площади позволяли самолетам семейства Е-150 нести ракеты Р-4 (К-80) или К-9 класса "воздух-воздух". Они были большими, длиной 5,5 м, поэтому перехватчик мог взять всего 2 ракеты.

Е-166 в 1961-1962 годах установил 3 мировых рекорда:

  • достижение средней скорости 2401 км/ч;
  • превышение порога 3000 км/час;
  • рекорд высоты при горизонтальном полете, равный 22 670 м.

Уцелел только один Е-152М, находящийся в Центральном музее ВВС в Монино.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы оцениваете экспериментальный самолет?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.