Развитие межполушарных связей у детей: нейропсихология у вас дома
Родителям дошкольников стоит уделять внимание межполушарному развитию. Так называется процесс стимуляции и совершенствования работы головного мозга у детей. Благодаря межполушарному развитию осуществляется гармоничное взаимодействие между левым и правым полушариями, отвечающими за различные функции. У детей улучшаются когнитивные способности, а это способствует успешной адаптации в будущем. Давайте же разберемся в функциях мозга, поподробнее узнаем о межполушарных связях и о том, как их можно развить у ребенка в домашних условиях.
Функции левого полушария
Левое полушарие играет ключевую роль в аналитическом мышлении и обработке информации. Оно отвечает за способность анализировать данные, эффективно решать задачи и применять логические принципы в различных ситуациях.
Дополнительно это полушарие тесно связано с языковыми способностями человека. Оно контролирует не только понимание речи, но и способность произносить слова. Данная функция делает левое полушарие неотъемлемой частью общения и взаимодействия с окружающим миром.
Также полушарие отвечает за установление последовательности действий. Благодаря этой функции человек может структурировать информацию, планировать, составлять расписания и эффективно управлять временем.
Функции правого полушария
Правое полушарие выполняет ряд функций, играющих важную роль в нашем повседневном восприятии и взаимодействии с миром. Одна из главных – это креативное мышление, проявление интуиции. Благодаря этой части мозга человек может не только генерировать новые идеи и решать нестандартные задачи, но и видеть целостную картину разных событий и ситуаций, в которых он оказывается.
Правое полушарие ответственно за пространственное восприятие. Благодаря этой функции человек может ориентироваться в окружающем мире, определять расстояния, анализировать формы и лучше взаимодействовать с объектами в трехмерной среде.
Еще одна важная функция правого полушария – распознавание и выражение эмоций, понимание чувств других людей. Также это полушарие связано с субъективным восприятием и интуитивным мышлением.
Подробнее о межполушарных связях
При взаимодействии полушарий головного мозга формируются межполушарные связи. У ребенка этот процесс происходит в возрасте до 12–15 лет. От развития межполушарных связей зависит многое:
- память;
- интеллектуальное развитие;
- внимание;
- речь;
- воображение;
- восприятие;
- мышление.
Когда связь между полушариями оказывается слабой, ребенок сталкивается с рядом проблем. В их числе - дезориентация в пространстве, плохая успеваемость в учебном заведении, нарушение слухового и зрительного восприятия, неадекватное эмоциональное реагирование на разные ситуации, происходящие в жизни.
Наиболее частая причина слабого взаимодействия полушарий головного мозга связана с тем, что родители не предлагают своему ребенку развивающие игры и занятия. Другими причинами могут быть последствия перенесенного наркоза после какого-либо хирургического вмешательства, недостаточная физическая активность, затяжной стресс, травмы, полученные при рождении, серьезные заболевания, возникшие в первый год жизни.
Тест для оценки развитости межполушарных связей у ребенка
Чтобы понять, насколько хорошо развиты межполушарные связи у ребенка, проведите тест. Возьмите небольшую кисточку. Скажите ребенку завести одну руку за спину. Прикоснитесь кисточкой к фаланге любого пальца, кроме большого. Затем попросите ребенка, чтобы тот большим пальцем другой руки показал, к какому месту прикасалась ваша кисточка. Сделайте 10 попыток. После этого оцените результат. Если ребенок допустил более 3 ошибок, значит его межполушарные связи развиты недостаточно.
Также обратите внимание на то, как ребенок ведет себя. На возможное нарушение межполушарного взаимодействия могут указывать следующие признаки:
- проявление агрессии;
- возникновение сложностей при общении со сверстниками;
- плохое запоминание информации;
- зеркальное написание цифр и букв;
- сбивчивая и трудноразличимая речь;
- проблемы в переписывании текстов, написании диктантов.
Как можно развить межполушарные связи
Для развития межполушарных связей рекомендуется создать разнообразную и стимулирующую среду, в которой ребенку были бы доступны разные занятия:
- Музыка и танцы. Помогают развить синхронизацию движений с ритмом, стимулируют взаимодействие между двигательными и музыкальными навыками.
- Творчество и рисование. Способствуют развитию воображения и пространственного мышления.
- Игры на развитие мозга. Симулируют оба полушария, развивают когнитивные навыки.
- Чтение книг, учебных пособий и рассказывание историй. Помогают развивать языковые навыки и воображение. Левое полушарие воспринимает текст, а правое – визуализирует события.
- Физические упражнения. Активируют двигательные навыки и координацию движений.
- Игры на развитие речи и коммуникации. Стимулируют и развивают языковые навыки, способствуют налаживанию контактов и общения со сверстниками, взрослыми людьми.
Упражнения для ребенка
Межполушарные связи можно развить благодаря специальным упражнениям. Например, одно из них – «перекрестные шаги». Суть этого упражнения сводится к выполнению следующих действий:
- встать или сесть;
- коснуться локтем правой руки левого приподнятого колена;
- выполнить то же самое с левым локтем и правым коленом.
Скажите ребенку, чтобы он выполнял упражнение медленно и концентрировался в ходе этого процесса на том, как напрягаются мышцы живота.
Другое упражнение – «кнопки мозга». Для его выполнения попросите ребенка встать или сесть. Далее пусть он поставит ноги параллельно друг другу и расслабит колени. Скажите ему, чтобы он положил одну руку на пупок, а другой начал массировать углубления между первым и вторым ребром под ключицами справа и слева от грудной клетки. Через пару минут пусть ребенок поменяет руки.
Подходящие игры
Специалисты заявляют, что упражнения дают хороший эффект при развитии межполушарных связей. При этом максимальную пользу можно получить в том случае, если сочетать упражнения с играми.
Развлечения, которые являются полезными:
- Быстрая игра на прогулке, в очереди, в дороге и т. д. Обратитесь к ребенку и попросите его назвать все предметы, которые он видит. Скажите ему, что нужно уложиться в 2 минуты. Во время игры важно перечислять предметы быстро и не повторяться.
- Совместный танец. Выполните перед ребенком ряд простых движений. Затем попросите его повторить их наоборот. Например, если вы сделали шаг вперед, ваш ребенок должен будет сделать шаг назад. Играйте под ритмичную музыку.
Другие развивающие занятия
Возьмите листок бумаги и напишите на нем следующие буквы в 2 ряда: Ж, Е, К, М, Н, С, О, Т, Р, Д и Л, В, П, Л, В, Л, П, Л, В, Л. Попросите ребенка произнести буквы из первого ряда и одновременно выполнить действия, которые обозначают буквы из второго ряда. П – поднять правую руку, Л – поднять левую руку, В – поднять обе руки.
Приобретите для ребенка специальные прописи с игровыми заданиями. Как правило, в них требуется штриховать, раскрашивать, обводить рисунки разными руками одновременно или поочередно. Благодаря прописям у ребенка улучшится взаимодействие между полушариями головного мозга, синхронизируется работа рук и глаз, улучшится координация и пространственно-графическая ориентация.