Для родителей и педагогов. Как провести диагностику развития социальных навыков ребенка

Социальное развитие ребенка начинается с первых дней жизни, когда он, как губка, впитывает все, что его окружает. Взаимодействие с родителями и близкими людьми становится основой для формирования первых социальных навыков и норм. Через игру, общение и наблюдение ребенок учится выражать свои эмоции, понимать чувства других и строить элементарные взаимоотношения. На этом этапе важную роль играют эмпатия и способность к сотрудничеству, которые в дальнейшем помогут ребенку адаптироваться в более сложных социальных структурах, таких как детский сад и школа. Тем не менее ребенок должен быть способен успешно и гармонично приспосабливаться к изменяющейся среде, при этом сохраняя в фокусе своих потребностей другого человека. А значит, нужны социальные навыки.

Признаки естественного социального развития

Социальные навыки ребенку нужны с рождения и до конца дней. Давайте рассмотрим критерии успешного социального развития ребенка:

  • эмоционально реагирует на состояния других людей;
  • проявляет способность к сочувствию;
  • имеет позитивное самоотношение с принятием себя;
  • ощущает любовь и принятие со стороны родителей;
  • в основном одобрительно оценивает других и легко принимает их;
  • умеет использовать социокультурные нормы поведения и общаться с окружающими;
  • имеет хорошо развитый социальный интеллект;
  • готов к обучению в школе на социальном уровне.

Как видите, социальные навыки затрагивают все сферы жизни ребенка. Но как же оценить, на каком уровне сейчас находится ваш ребенок или дети вверенного вам класса? Есть простые методики, которые позволяют оценить развитие социальных навыков и не требуют большого количества материалов.

Методика "Два дома"

Педагог или психолог-экспериментатор обращается к ребенку с предложением поиграть: "Давай устроим интересную игру. Посмотри, перед тобой два домика (рассмотри их). В одном из этих домиков, красиво оформленном, будут жить дети, которые часто ведут себя хорошо и тебе нравятся, а в другом, менее привлекательном, окажутся те, кто, по твоему мнению, часто поступает плохо. Ты также можешь выбрать, в какой домик поселить себя".

Далее ребенок берет фотографию или символ (по одной) и распределяет их по домикам, после чего экспериментатор расспрашивает его, почему он выбрал тот или иной домик для каждого. Все действия и ответы ребенка тщательно записываются и затем анализируются: с кем ребенок поселил себя, почему некоторые оказались в красивом домике, а другие - в менее привлекательном, характер и особенности мотивации решений. Это может много сказать про социальные навыки, нужно только интерпретировать правильно.

Интерпретация результатов

Если ребенок представляет себя и многих других детей внутри красивого домика, это свидетельствует о его гармоничном, положительном восприятии себя и окружающих; если он отправляет в такой домик только себя или еще 1-3 человек, это указывает на положительное самовосприятие, но выборочное отношение к другим. Обычно это характерно для замкнутых, малообщительных детей либо тех, кто склонен к конфликтам. Им рекомендуется дополнительное обследование, чтобы определить уровень удовлетворенности своим положением в группе и желание доминировать. Конечно, это не ставит точку. Развитие социальных навыков позволит повысить уровень социальной компетенции.

Изучение самооценки

Когда ребенок завершает первый этап раскладки, экспериментатор отмечает, как распределяются фотографии, и задает вопросы, помогающие выяснить причины выбора. «Почему ты считаешь, что этот ребенок добрый?» - может спросить он, чтобы понять, какие критерии доброты у него сложились. Важно, чтобы ребенок объяснил свои доводы и дал развернутую оценку не только чужим, но и собственным поступкам. Таким образом он учится осознанно подходить к анализу личных и социальных качеств.

Затем, повторяя процесс второй раз, детям часто предлагают подумать об их текущих отношениях с остальными в группе. Это делает акцент на межличностных взаимодействиях и стимулирует их задуматься о том, как они могут повлиять на узы дружбы и общего климата в коллективе. Дети вспоминают конкретные ситуации взаимодействия, ссоры или дружеские моменты, что помогает им понять сложность социальной жизни. Рефлексия через подобные упражнения укрепляет их эмоциональный интеллект и способствует эмпатии.

Коэффициент доброжелательности

Количество позитивных и негативных оценок, которые ребенок дает другим членам группы, можно считать его личностной характеристикой, так как они отражают уровень его доброжелательности в отношении сверстников. Коэффициент доброжелательности определяется по количеству положительных баллов, которые приходятся на одного ребенка.

Сравнивая количество позитивных и негативных оценок у отдельных детей, удается создать общую картину оценочных взаимоотношений внутри группы:

  • выявляются дети, занимающие как благоприятные, так и неблагоприятные позиции, а также «контрастные» дети, получающие и много положительных, и много отрицательных оценок;
  • определяют наличие половой дифференциации во взаимных оценках детей и наличие предвзятости, связанной с выборами симпатий;
  • устанавливается уровень самооценки.

Через призму результатов выстраивается индивидуальный план работы и происходит постепенно развитие социальных навыков.

Методика определения социальных качеств

В процессе выполнения теста ребенку предоставляют стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик. Ему предлагается изобразить:

  • Маму.
  • Папу.
  • Брата.
  • Сестру.
  • Воспитателя.
  • Друзей.

Как видите, развитие социальных навыков начинается с семьи.

Связь между цветами и личностными чертами

Понимание связи между цветами и личностными чертами может служить мощным инструментом для самопознания и улучшения социальных навыков. Например, если вы замечаете в себе черты, ассоциируемые с серым, — нерешительность и зависимость, то работа над развитием уверенности может привести к изменению вашей эмоциональной окраски, возможно, к более стойкому и решительному синему.

Каждый цвет служит своеобразным зеркалом, отражающим внутренние качества человека. Переходя от одного «цветового состояния» к другому, мы не только обогащаем свою личность, но и расширяем границы взаимопонимания. Общение с людьми, чьи цветовые характеристики отличны от ваших, может стимулировать рост и развитие.

Цвета способны настраивать на определенные эмоции, и, меняя свое восприятие, мы можем влиять на свою энергетическую составляющую. Например, стремление к активным действиям, зачастую ассоциируемое с красным, может подтолкнуть к расширению социальных связей и укреплению уверенности в себе. Социальные умения и навыки - это огромный пласт, который не создается сам по себе.

Простая методика для группы «Секрет»

Перед началом мероприятия ребенку разъясняют правила: «Сегодня каждый из нашего коллектива примет участие в новой игре под названием «Секрет». В этой игре все обмениваются картинками, и это нужно сделать тайно, чтобы никто об этом не узнал. Ты можешь подарить открытки другим детям, а они, возможно, подарят их тебе. Сейчас я дам тебе три открытки. Ты можешь вручить их тем детям, которые тебе нравятся, но только по одной на каждого. Если пожелаешь, можешь оставить открытки и для тех, кто заболел». Эта часть проговаривается быстро, чтобы дети не восприняли это как обязательство.

Взрослый передает ребенку три открытки и спрашивает: «Какая из них тебе больше нравится?», «А из оставшихся двух какая предпочтительнее?» Затем взрослый просит временно вернуть открытки, чтобы зафиксировать выбор, обозначая их как "выбор А", "выбор В" и "выбор С". После этого ребенку предлагается задуматься, кому он хотел бы вручить открытки, и разместить их в ячейках тех детей, кого он выбрал. Если у ребенка возникают трудности с решением, взрослый объясняет: «Ты можешь подарить открытки тем, кто тебе особенно симпатичен или с кем ты с удовольствием играешь, с кем хотел бы провести время». Разумеется, навыки общения наиболее ярко проявляются в коллективе, а формирование социальных навыков здесь происходит гораздо легче.

Обработка результатов осуществляется через несложные расчеты, где рядом с каждой фамилией появляется набор букв, обозначающих социальный статус. Также обязательно учитываются взаимные пересечения или их отсутствие.

Комментарии