Почему дети занимаются хуже дома с мамой, чем на занятии с логопедом. И может ли быть наоборот
Довольно частый вопрос к логопедам в начале занятий или на обследованиях, на первых встречах: а будет ли ребенок сидеть и заниматься? Ответить на этот вопрос довольно просто: все дети не хотят сидеть и не хотят работать. Это задача специалиста - завлечь, заинтересовать, очаровать так, чтобы малыш бежал в кабинет. И неважно, какой у ребенка возраст и диагноз.
Если ребенок хуже занимается дома или на занятиях
Здесь может быть две истории. Первая - мама удивляется, что на уроках ребенок сидит, потому что дома она его не может заставить заниматься. Вторая история - когда мама извиняется за плохое поведение, рассказывая, как хорошо он выполняет все дома. Это две версии одной ситуации, то есть нормального поведения обычного ребенка, который понимает, где и что можно делать, а где нельзя.
Мама должна быть на занятиях
Большинство логопедов пытаются выставить маму за дверь, объясняя это тем, что ребенок при маме начинает вести себя хуже. Секрет этой метаморфозы прост. Малыш прекрасно понимает, что мама дома может поругать. Логопед вообще непонятно на что способен, с ним ребенок знаком плохо и постарается не вызвать его недовольства. А вот при маме логопед не станет его ругать. При этом мама постесняется дать по попе.
Важным аспектом в ситуации, когда ребенок плохо занимается на уроках, но успешно справляется с домашними заданиями либо наоборот, является необходимость участия матери в процессе обучения. Мама, наблюдая уроки, получает уникальную возможность понять, как ребенок взаимодействует с учителем и одноклассниками, а также какими методами преподавания пользуется педагог. Эта информация поможет родителям и учителям вместе корректировать учебный процесс, создавая условия, способствующие улучшению успеваемости.
Как сделать так, чтобы на уроках ребенок вел себя хорошо
Совместные усилия логопеда и мамы могут значительно улучшить поведение ребенка на уроках. Важно установить четкие, но мягкие границы и правила, которые помогут ребенку понять, что ожидается от него. Когда и мать, и логопед придерживаются единой системы мотивации и поощрений, ребенку становится проще ориентироваться в своих обязанностях и понимать последствия своих действий.
Регулярные совместные занятия матери и логопеда помогут создать устойчивую позитивную модель взаимодействия. На этих уроках можно использовать методы ролевых игр, где мать и логопед чередуют роли ведущего и наблюдателя. Это не только вносит разнообразие в занятия, но и улучшает эмоциональную связь между ребенком и взрослыми, что существенно повышает заинтересованность ребенка в уроках. Поэтому, если вы занимаетесь с логопедом и вы видите какой-то прогресс, проситесь на занятия. Объясните, что это нужно для того, чтобы увидеть, как он это делает, и делать то же самое дома.
Воспитание ребенка - залог успешной работы
Путь к первым шагам в коррекции - это воспитание ребенка. Есть нет системы "я слушаю - я слушаюсь", то результата от занятий не будет. Большинство мам стесняется, что их ребенок при специалисте будет вести себя плохо. На самом деле специалист - это ближайший соратник родителей в борьбе за речь ребенка. Поэтому если у вас есть какие-то приемы и стратегии, то используйте их и на приеме у логопеда.
Здесь есть еще одна сложность. Логопед хоть и во благо ребенка, но совершает над ним мягкое, но насилие. А мама - это безграничная любовь и ласка. Поэтому ей приходится разделиться на две ипостаси. В одно время она мама, но в другое - она заместитель педагога, который требует выполнить задание.
Ребенок с мамой может заниматься больше и лучше
Идеальный вариант, когда дома у ребенка не все получается, но, выполняя планомерно все занятия дома, он постепенно отрабатывает нужный навык. Мама может удивляться, когда то, что на уроке вызывало трудности, дома проходит на ура. Объяснить это несложно: материал не сразу укладывается в голову ребенка. Но если все сделано правильно, домашние задания помогут дотянуть до нужного уровня.
Ребенок идеально делает дома то, что на занятии по-прежнему не получается
Освоение речи у ребенка начинается с его привычного дома. Поэтому занятия с логопедом - это больше обучение для мамы. Но ситуация, когда ребенок застрял на какой то теме и на занятиях не продвигается, но дома легко и просто выполняет все задания, вызывает определенную настороженность. В чем же дело? Скорее всего, мама просто пытается подсказывать, показывает пальчиком или работает его рукой. В этом случае важно еще раз обсудить, что помощь в этом случае играет во вред.
Работа с каждым ребенком индивидуальна
Это еще раз говорит за то, что мама должна присутствовать на каждом занятии. Все рекомендации, которые даны на первом уроке, могут быть бесполезны уже через несколько месяцев, а порой и быстрее. Поэтому очень важно быть постоянно в тандеме со специалистом, слушать и спрашивать, следовать за ним и не пускать процесс на самотек. Помочь своему ребенку сможете только вы.
Очень часто наступает момент в работе, когда ребенку перестает нравиться ходить в коррекционный класс. И родителей тревожит этот момент, порой они начинают приводить в пример занятия по ЛФК или уроки нейропсихолога, на которые малыш бежит с улыбкой. Здесь нужно пояснить, что на уроках логопеда ребенок не развлекается, а преодолевает патологии. И это не может быть легко и просто. Есть даже выражение: "Приятный логопед - значит, результатов нет". Преодолевать трудности придется, этого никто не любит, но по мере продвижения станет легче.
Логопед ломает привычки и создает новые. Приложите это к себе и поймете, насколько тяжело малышу. Конечно, можно годами собирать пирамидку и выполнять сортировку, но эффекта от этого не будет. А когда заставляют думать и соображать, нужно преодолевать серьезные сложности. Но как только у ребенка начинает что-то получаться, он испытывает невероятный восторг.
Можно ли работать с ребенком онлайн
Еще не все родители (да и не все специалисты) верят, что дистанционные занятия могут быть эффективными. На самом деле отлично сидят и выполняют задания даже самые маленькие дети. Только представьте, если ребенок слушается логопеда через экран, то неужели родители не смогут уговорить его выполнить задание дома? Скорее всего, чтобы малыш все хорошо делал, нужно просто внимательно слушать своего специалиста.
На самом деле от мамы зависит очень многое. Порой родители ставят цель, начинают заниматься, потом появляются первые результаты, и взрослые расслабляются. Результаты обычно сразу пропадают. Не забывайте об этом, в коррекционной работе важно идти от начала до конца.
Работа с остальными членами семьи
Тоже популярная ситуация, когда на занятиях присутствует мама, но порой папа или бабушка тоже хотят подключиться к коррекционной работе. Мама пытается объяснить, что происходило на уроке, остальные родственники понимают это на свой манер и, скорее всего, будут совершать ошибки. В результате мама как доверенное лицо логопеда пытается это объяснить, могут возникнуть конфликты. Поэтому лучше, если папа или бабушка в этом случае тоже посетит логопеда, получит все рекомендации и ответы на вопросы.
Заключение
Как видите, простой вопрос оказался очень многогранным. Ребенок может по-разному заниматься дома и на уроках по целому ряду причин, и это вовсе не говорит о компетентности педагогов или родителей. Чем более слаженно они будут работать, тем быстрее получат результаты. Поэтому, если занимаетесь с логопедом, задавайте вопросы и активно принимайте участие в работе.