"Покромсали" классику: какие сцены вырезали из культового сериала "Место встречи изменить нельзя"
В первоначальной версии легендарный фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя" был семисерийным. Но Гостелерадио выдвинуло требование сократить ленту на два часа. Пришлось вырезать немало интересных кадров, которые были переданы на хранение Одесской киностудии, где они впоследствии были утеряны. Но уникальные фотографии и сведения дошли до нас.
Фронтовое прошлое Левченко и Шарапова
В первой версии начало фильма представляло собой военный пролог. Это история о том, как Шарапов и Левченко пробираются через линию фронта. Сцена снималась на болоте, промокшим актерам приходилось дубль за дублем лезть в ледяную воду. После окончания съемок Павлов даже слег с воспалением легких.
Роль пленного немца в данном отрывке досталась Пьеру Оссейну - сыну Марины Влади, которая на тот момент была супругой Владимира Высоцкого. В кино он попал совершенно случайно, когда вместе с матерью приезжал навестить Высоцкого на съемочной площадке. Его просто поставили перед фактом и нарядили в военную форму.
Кстати, в фильме засветился и младший сын Марины Влади. Ему досталась роль мальчика-беспризорника, которого Варя Синичкина ловит в начале фильма.
Постельная сцена Шарапова и Синичкиной
В романе братьев Вайнеров "Эра милосердия", по которому был снят фильм "Место встречи изменить нельзя", была постельная сцена Шарапова и Синичкиной. В первоначальной версии картины она также присутствовала. Она была аккурат после сцены, в которой Шарапов и Варя кружатся в танце.
Тем не менее от эротической сцены пришлось отказаться из соображений цензуры. Но режиссер Станислав Говорухин предвидел подобное развитие событий. Можно сказать, что он специально снимал подобные сцены, заранее понимая, что они будут вырезаны. Расчет был на то, что от таких сцен проще отказаться, чем от важных драматических моментов.
Кстати, ни режиссер, ни актеры не сожалели о том, что постельную сцену в итоге вырезали. Она не была столь страстной и эротичной, как в книге. Актеры просто бесчувственно лежали под простыней на протяжении нескольких секунд.
Похождения Промокашки
Вспомните сцену с воровской "малиной". После того как члены банды "Черная кошка" ушли спать, должен был следовать эпизод, который впоследствии был вырезан. Промокашка, будучи в нетрезвом состоянии, начал приставать к подруге главаря банды Горбатого.
Но удалили этот эпизод вовсе не из соображений цензуры. Судя по воспоминаниям Ивана Бортника, который исполнил роль Промокашки, во время съемок актриса, к которой он должен был приставать, постоянно хохотала. Несмотря на огромное количество дублей, так и не получилось снять эту сцену в надлежащем виде. В итоге эпизод не получился, и его исключили из фильма.
Плевок в лицо
В сцене взятия банды "Черная кошка" Промокашку выводили из подвала. Тогда актеру Ивану Бортнику не было дано четких указаний, ему разрешили импровизировать в этом эпизоде. Дело в том, что у Говорухина никак не получалось снять эту сцену эффектно. Экранные бандиты просто выходили из подвала, молча бросая оружие на землю. В этот момент Высоцкий и Бортник как раз подъехали к месту съемки после спектакля. Тогда режиссер с отчаянием в голосе попросил актеров придумать что-нибудь интересное.
Когда Бортник переодевался для съемок, ему в голову пришла идея, которая должна была стать для всех неожиданностью. Во время съемок сцены он начал распевать блатные песни, нецензурно бранить охранников и даже пытался драться с ними. От неожиданности Высоцкий усмехнулся. Но Бортник настолько вошел в роль, что видел перед собой не Высоцкого, а Жеглова, и плюнул ему в лицо.
Стоит отметить, что на роль охранников Говорухин нашел бывших милиционеров. Они, видимо, под напором Бортника тоже вошли в роль. Наверное, они вспомнили свое милицейское прошлое. После того плевка они скрутили и начали бить актера. Да так сильно, что он закричал от боли. Бортник не на шутку испугался, а зеваки, которые собрались посмотреть на процесс съемок, начали аплодировать убедительной игре.
Почему же вырезали сцену?
К сожалению, эту гениальную сцену в итоге вырезали. Дело в том, что в те времена плевок уголовника в лицо представителю закона был чем-то из ряда вон выходящим. Сам замминистра МВД Никитин раскритиковал эту сцену, и в частности дерзость и жаргон Промокашки.
Ответ Шарапова
В первоначальной версии картины Шарапов очень жестко отреагировал на то, что Жеглов застрелил Левченко. После этого он высказал своему экранному начальнику все, что думает о нем. В частности Шарапов сказал Жеглову, что не может идти по жизни рядом с человеком, который убивает людей и получает от этого удовольствие. Но в итоге режиссер принял решение вырезать эту сцену, она не вошла в финальную версию картины.
Смерть Вари Синичкиной
По сюжету романа братьев Вайнеров "Эра милосердия" Варя Синичкина погибает. Так произошло и в первоначальной версии фильма. Варя Синичкина умерла от рук бандита, а Шарапов, вернувшийся с задания, увидел в вестибюле управления портрет девушки с траурной лентой. Несмотря на то что режиссер четко следовал сюжету книги, комиссия Гостелерадио забраковала такой финал. Они сочли его слишком трагичным и посчитали, что советский зритель будет просто раздавлен таким сюжетным поворотом.
Кстати, Владимир Высоцкий также выступал категорически против того, чтобы Варя Синичкина погибла. В итоге было принято решение переснять концовку. Варя осталась жива и решила забрать подкидыша из детского дома. Сцену, в которой Шарапов видит девушку с ребенком на руках, доснимали в срочном порядке.
Кстати, внимательные зрители наверняка заметили, что в финальной сцене у Натальи Даниловой, которая сыграла Варю Синичкину, изменилась прическа. Для съемок в новом фильме она отрезала челку. Можно сказать, что актрису выдернули со съемок другой картины, чтобы подарить советским зрителям счастливый финал.
Еще немного интересных фактов о фильме
"Место встречи изменить нельзя" - это по-настоящему культовая картина. Не только сюжет, но и сам процесс создания фильма вызывает неподдельный интерес. Вот еще несколько интересных фактов о всеми любимом кино.
- Идея создания фильма "Место встречи изменить нельзя" принадлежит Владимиру Высоцкому. Все началось с того, что Аркадий Вайнер подарил актеру экземпляр книги "Эра милосердия". Высоцкий буквально за одну ночь прочел книгу и уже наутро пришел к братьям Вайнерам с идеей съемки сериала по книге. Он сам изъявил желание играть Жеглова.
- Чтобы худсовет гарантированно утвердил на роль Жеглова Владимира Высоцкого, режиссер Станислав Говорухин пошел на хитрость. Он пригласил на пробы актеров, которые заведомо не соответствовали этому персонажу.
- Между режиссером и авторами романа развязался нешуточный спор по поводу актера на роль Шарапова. Говорухин видел в этой роли Сергея Иванова, а Вайнеры - Евгения Герасимова. Но оба актера оказались заняты в других картинах. Тогда Высоцкий стал настаивать на кандидатуре Ивана Бортника. А еще на эту роль пробовались Абдулов, Садальский, Никоненко и многие другие актеры. Но телевизионное начальство настояло на кандидатуре Конкина.
- На роль Синичкиной пробовались 12 актрис. Это и Ирина Азер, и Ольга Науменко, и многие другие красавицы. Высоцкий даже лоббировал свою супругу Марину Влади, а Говорухин видел в этой роли Ларису Удовиченко. В итоге на роль Синичкиной была утверждена кандидатура Натальи Даниловой.