За "Кандагаром" стоит реальная история о подвиге экипажа Ил-76: в чем готов признаться командир 25 лет спустя

В 2021 году совпало много памятных дат, связанных с побегом российского экипажа Ил-76 из Кандагара. 25-летие события, награждение командира и второго пилота званием Героя России, а также 60-летний юбилей Газинура Хайруллина. На основе реального происшествия в 2010-м был снят фильм "Кандагар", однако Владимир Шарпатов, командир экипажа, которому в марте исполнился 81 год, в интервью поделился тем, о чем четверть века говорить был не готов.

378 дней плена

В августе 1995 года Ил-76 выполнял рейс в Кабул. Это был коммерческий полет. В 90-е годы все зарабатывали как могли, поэтому для воюющего Афганистана летчики везли 34 тонны патронов. Для Владимира Шарпатова это был уже третий рейс, который стал и последним. Самолет талибы принудительно посадили в Кандагаре, обвинив в перевозке запрещенных снарядов. На самом деле, они либо хотели получить выкуп за экипаж, либо решить какие-то свои политические задачи.

Самолет был захвачен, а семь летчиков оказались в плену, пробыв там 378 дней. Условия их содержания были тяжелы - экипаж кормили не каждый день, а воду давали еще реже. В свободное время летчики читали суру и обдумывали план побега. Владимир Шарпатов позже откажется от встречи с Ельциным, о чем будет жалеть.

Находясь в неведении, летчики не знали, предпринимаются ли какие-то шаги по их освобождению. Оказалось, что президент РФ держал ситуацию на контроле. Россия предлагала выкуп в размере 2 млн долларов, а после отказа талибов планировала операцию по освобождению экипажа с помощью спецназа Рабани и России. Но за неделю до ее начала Владимир Шарпатов и его команда совершили побег.

Побег на Ил-76

Самолет стоял без дела, поэтому летчики постоянно напоминали талибам, что он выйдет из строя, если его не эксплуатировать. Боевики хотели, чтобы члены экипажа по одному выезжали с базы, чтобы обучать афганцев летному делу. Но Шарпатов утверждал, что нужен весь экипаж, чтобы управлять самолетом. Жарким днем 16 августа 1996 года талибы привезли летчиков на аэродром. Когда двигатель не завелся и Шарпатов сказал, что им потребуется 30 минут, талибы на время покинули лайнер, оставив троих боевиков в грузовом отсеке.

Командир экипажа понял, что нужно действовать. Устранив неполадку, он вывел лайнер на взлетную полосу. Экипаж буквально на секунды опередил бегущих к самолету боевиков.

На борту произошла драка с тремя талибами, которые были связаны и обезоружены. Газинур Хайруллин, второй пилот, которого в фильме сыграл Владимир Машков, в интервью отказался рассказать, что происходило внутри Ил-76, предлагая зрителями руководствоваться тем, что показали в фильме.

Что скрывал командир экипажа

Владимир Шарпатов (в фильме - Александр Балуев) и второй пилот были награждены золотой звездой Героев России. Им удалось посадить самолет в Шардже (ОАЭ), пролетев над Ираном. Однако командир экипажа никогда не признавался, что последний раз все вместе летчики собрались на награждении орденами и медалями. Даже на десятилетие побега никто из экипажа не приехал. Сам Шарпатов заявил, что перестал летать со своими коллегами. С двумя он отказался работать сразу, а с двумя еще летал, впоследствии пожалев об этом.

Что же произошло на борту лайнера, рассорив экипаж? Судя по всему, во время драки с талибами не все проявили себя с лучшей стороны. Видимо, все семеро не могут быть одновременно героями. Но раскрывать, что же произошло на борту, ни командир, ни второй пилот не готовы до сих пор.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы смотрели фильм "Кандагар"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.